ВВЕДЕНИЕ - Страница 6

Некоторые определения религии сводят ее к мистике. Согласно английскому социологу и психологу Г. Спенсеру (1820–1903), религии «едины в молчаливом признании того, что мир со всем его содержимым и окружением есть тайна, жаждущая объяснения». Но в религии речь идет не только о признании чего-либо священным, но и о благоговении перед ним. Г. Спенсер видит первоисточник религии в почитании предков. Именно почитание священного отличает религию от мистики, где утверждается контакт со сверхъестественным. Но для почитания нужна вера, а следствием почитания выступает культ. Эти слова – ключевые для религии.

Вера – главный признак религии. Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания. Она подразумевает такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств. Вера направлена на сакральные объекты (бог или иные сверхъестественные силы, либо свойства; догматы, авторитеты) и предполагает принятие в качестве истинных религиозные идеи, представления, понятия, мифы. Религиозная вера предполагает признание реального существования сверхъестественного, эмоциональное отношение к нему, убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Составной частью религиозного сознания являются религиозные потребности, подразумевающие потребность в воздействии на объекты веры. Содержание этих потребностей зависит от общественно-исторических условий и специфики определенных вероучений. В структуру религиозного сознания вовлекается и ряд других потребностей: общение, эмоциональная разрядка, эстетические и познавательные потребности.

Вторая составляющая религии – религиозная деятельность. Она подразделяется на культовую и внекультовую, духовную (производство религиозных идей, систематизация и интерпретация учения и пр.) и практическую (миссионерство, образование и воспитание, управление, пропаганда). Религия по природе своей коллективна, предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога, единоверцев. Может быть индивидуальная, личная вера, но не может быть индивидуальной, личной, не находящей поддержки других людей религии. Любая религия сплачивает единоверцев, объединяет их индивидуальное «Я» в некое единое «Мы». Единоверцам нужна организация, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Благодаря организации становится возможным коллективное отправление культа, что способствует укреплению единой веры.

Религию нельзя сводить к мистике и мифологии, но ее нельзя и отличить от них ни по чувству, которое сходно у этих трех отраслей культуры, ни по специфике обрядов, которые религия заимствует у мистики и мифологии. Отличительной чертой религии по сравнению с мистикой и мифологией является элемент универсальности в социальном смысле, общий у нее с философией и наукой, но от философии и науки религию отличает отсутствие у нее рациональности. Религия общечеловечна (хотя мировых религий всего несколько) в том смысле, что любой человек может стать приверженцем религии, которая его устраивает.

Связь веры с чувствами непосредственна, и сама религиозная вера есть одна из сторон религиозного чувства. Данное чувство имеет свою специфику, позволяющую отличить его от философского, морального, эстетического чувства. Американский философ У. Джеймс (1842–1910), характеризуя это чувство, выделяет: 1) радостное принятие мира с верой, надеждой и любовью к Богу; 2) примирение со страданиями и со злом как формой жертвоприношения и 3) следующий отсюда аскетизм и самостоятельное принятие дополнительных жертв, которые становятся желанными. Это делает религиозное чувство необходимым, по У. Джеймсу, даже с биологической точки зрения.

 



 
PR-CY.ru