ВВЕДЕНИЕ - Страница 4

Не вызывает сомнения, что на протяжении тысячелетий религия способствовала сохранению и развитию знаний (астрономические наблюдения обитателей Междуречья, Индии и Китая; деятельность средневековых монастырей в Европе). Очевидно также, что наука на начальном этапе существования человечества была тесно связана с религией. Божественные, сверхъестественные силы считались реально существующими вплоть до конца XVIII в., а в некоторых областях знания, к примеру, в биологии, до XIX в. При этом их деятельность оценивалась как определяемая рациональными законами. Допущение существования высшей рациональности, определяющей деятельность творца мира, легла в основу многих научных исследований. На определенном этапе развития общества имеет место конфронтация науки и религии, однако снятие этого противоречия возможно лишь посредством разграничения сфер науки и религии в познании.

Рассудочно-прагматический подход к вере – не естественен. Но он возможен, потому что всех объединяет в обсуждении проблемы. Определенную сумму знаний о религии, истории и прочим гуманитарным дисциплинам можно лишь достаточно условно назвать «объективными». Но личностное восприятие исторического опыта очень часто приводит к абсолютизации именно личностного начала, порождает ощущение избранности, причастности к великому и одновременно – ощущение ничтожности перед открывшимся величием. Истина, открываясь человеку одновременно и как часть, и как целое, порождает чувство несоответствия между тем, что открывается взору, и тем, что остается тайной. Возникает желание приобщиться к этому непостижимому. Именно поэтому верующий человек может судить о других религиях только с точки зрения своей веры, с духовной вершины, на которую поднялся сам. Но именно это ощущение личной причастности к чему-то абсолютному порождает психологию нетерпимости ко всему, что не соответствует данным представлениям. Такая психология нетерпимости характерна именно для неофитов (т.е. новичков в вопросах веры), потому что они видят в окружающих угрозу собственной эмоциональной, мировоззренческой, жизненной и прочей стабильности. Характерно, что это демонстрировали россияне, еще недавно считавшие себя убежденными атеистами.

Необходимо признать, что религия не укладывается в рамки лубочных рассказов на библейские сюжеты, хотя без них нельзя подготовить сознание к восприятию религиозно-нравственных категорий. Религия не ограничивается словом, не является только суммой знаний. Сложные мысли требуют сложных и слаженных усилий. В данном случае действует закон психики, известный как закон «уподобления». Уподобление позволяет нам стягивать в смысловую точку обширные поля теоретических проблем и мысленных ощущений, показывая как имеющееся, как наличность, как данность то, что в действительности огромно, необъятно, загадочно. Через уподобление можно услышать неслышное, увидеть незримое, понять невыразимое, узнать небытийное. Там, где невозможно познать религию с «научной» точки зрения, методом логических умозаключений, помогает образ. Поэтому религия тесно связана с искусством и литературой.

Несмотря на то, что существует множество определений понятия «религия», все это многообразие фактически сводится к тому, что существует вера в сверхъестественное, которая порождает определенные чувства, мысли и действия. Эти действия объединены в понятие «религиозный культ». Поскольку религиозный культ нельзя отправлять в одиночку, то он объединяет единоверцев в те или иные организации, в которых члены общины совместно вырабатывают и претворяют в жизнь единые принципы поведения. В этом смысле религию необходимо признать в качестве фактора, формирующего социум. Само слово «религия» одни исследователи связывают с латинским religio – «благочестие», «святыня», «набожность»; другие ученые производят его от латинского же religio – «связываю» или «объединяю». Иначе говоря, слово «религия» означает «облагораживать с помощью определенных действий», «приближать к святыне», а также «объединять».

 



 
PR-CY.ru