ВВЕДЕНИЕ - Страница 28

При всей кажущейся абстрактности данной гипотезы, она имеет вполне конкретное социальное преломление, поскольку любая информация в силу нематериальности ее происхождения (не имеет ни веса, ни размеров) обладает способностью к неограниченной тиражируемости. Это дает основание утверждать, что социальные перемены имеют информационную природу, а не являются только следствием каких-то юридических или нравственных норм. С этой точки зрения вселенная не имеет ни времени, ни пространства. Для возникновения процесса нужен переносчик – «носитель» энергии. С его появлением возникает система «источник – носитель – приемник». (Кстати, это соответствует сакральному понятию триединой основы мироздания.) В результате появления этой первичной системы начинается «процесс», который дает начало движению вселенной, под которой понимается существование категорий «энергия», «пространство», «время», «материя» и т.д. Данный процесс является самовоспроизводящимся.

Человек как система восприятия окружающего мира, не наделенная сверхчувственным способом обмена информацией, не в состоянии без помощи специальных приспособлений познавать вселенную в ином ракурсе, чем это было обусловлено процессами эволюции. Однако это не дает оснований утверждать, что отсутствуют иные процессы коммуникативного характера, не фиксируемые нашими органами восприятия или созданными физическими приборами. Так, например, сверхчувственные способы общения, распространенные в животном мире, позволяют увидеть совершенно новый ракурс в понимании природы коммуникации.

Древний человек, как утверждает естествознание, был ближе к природе и был наделен иными способностями восприятия окружающего мира. Перевод коммуникации древнего человека на уровень второй сигнальной системы, т.е. вербализации (общения при помощи слова), видимо, был обусловлен эволюцией. Однако оценка человека лишь как продукта эволюции животного мира, а коммуникации – как акта в пределах чувственной досягаемости мало что объясняет сегодня. Тем не менее, все существующие ныне модели и концепции коммуникации базируются на строго материалистических взглядах авторов, на понятийном дуализме («да – нет», «возможно – невозможно»), а существование коммуникации признается только у человека, животных и живых организмов.

Но все классические теории и модели оставляют место для чего-то еще. Анализ способов общения в животном и растительном мире дает основание предполагать, что есть некоторый универсальный фактор всеобщей взаимосвязи через непрерывный обмен энергией и информацией между всеми объектами вселенной. Это заставляет переосмыслить все, что связано с коммуникативным взаимодействием, по-новому взглянуть на эти понятия и на их роль.

В наш век высоких информационных технологий эти проблемы не кажутся такими уж абстрактными, отвлеченными. Уже ни для кого не секрет, что мы живем в мире информации, которой не мы управляем, но которая, скорее, управляет нами. И ни для кого не секрет, что передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации, упорядочения именно по иерархическому принципу, т.е. от низшего к высшему, хотя все попытки дать определение понятию «информация» остались пока безуспешными. Но, несмотря на то, что информация имеет нематериальное происхождение, ее проявление всегда материальное: она противостоит случайности, хаосу, беспределу, меру которых в физике называют энтропией. Следовательно, отсутствие в жизни общества необходимой информации приводит к социальной энтропии, которая совсем не обязательно является следствием отсутствия информации о сегодняшнем дне, о сегодняшних событиях и порождает не их, может быть, не только и не столько их, а может являться порожденной прежней идеологией. А идеология всегда нацелена на ограничение доступа к информации, чтобы поддерживать определенный статус-кво.

 



 
PR-CY.ru