ВВЕДЕНИЕ - Страница 22

Существуют и другие взгляды на религию, опирающиеся на социопсихологические подходы, в том числе и те, которые сближают историю религии с теологией, утверждающие, что за пределами обыденного бытия существует трансцендентная, истинная реальность, определяющая судьбы земной жизни. Так, Мирча Элиаде (1907–1986), не отрицая влияния культурной среды и социальных обстоятельств, утверждал, что мифы и ритуалы только тогда открывают подлинный смысл, когда они поняты как автономное творение человеческого духа. Разнообразные и порой взаимоисключающие утверждения при различных подходах к религии и принципах ее анализа говорят о том, что это всего лишь версии, более или менее правдоподобно реконструирующие религиозные мировоззрения древних людей, аборигенов отдаленных уголков Земли или наших современников и соотечественников. Единственно, что их объединяет, – это осознание того факта, что религия – фундаментальный комплекс истин, имеющих различные измерения и аспекты.

В современном религиоведении на первый план выдвигается новая идея, отличная от эволюционного подхода. Она способна привести к созданию интегрирующей теории для изучения религии. При данном подходе исследователя гораздо больше интересует, чем является религия для людей сейчас, нежели то, как она возникла в прошлом. Новый подход избегает простых доводов и подчеркивает стремление человечества установить полный значения мир мысли и жизни. Наконец, он побуждает рассмотреть сложные взаимоотношения между людьми и окружающим их миром, в котором есть место и для материального, и для идеального универсума. В своей целостности этот мир выступает как бытие. По мнению английского исследователя, крупнейшего представителя так называемой «философии истории» Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975), отдельные науки способны изучить лишь отдельные аспекты бытия, в то время как религия обращена к нему как к целому.

Мы также исходили из того утверждения, что для широкого читателя важнее знать, чем является религия сейчас, нежели в далеком прошлом. Тем не менее, мы были далеки от представлений о том, что можно дать простое объяснение столь сложному феномену, не опираясь на знания о причинах возникновения и формах проявления религии. Мы не стремились дать исчерпывающей информации по всем аспектам этой проблемы, а лишь хотели выступить в роли «гида» по сложным и запутанным лабиринтам истории, обращая внимание на один из аспектов жизни людей – религиозные верования. В своем рассказе о религии в истории цивилизаций мы стремились избежать предвзятости, осознавая все же, что в одной книге невозможно рассказать обо всем. Поэтому мы вынуждены признать, что ограниченный отбор сведений сам по себе дает право оппонентам упрекнуть нас в предвзятости. И поэтому мы обозначили этот жанр как справочник-путеводитель, не претендуя на всесторонний и исчерпывающий анализ обозначенной темы. Мы будем считать свою задачу выполненной, если читатель заинтересуется тем или иным аспектом и захочет узнать больше, чем смогли рассказать мы.

 



 
PR-CY.ru