ВВЕДЕНИЕ - Страница 21

Одним из наиболее известных ее последователей был Герард ван дер Леув (1890–1950). Он считал основополагающей сущностью и источником всех религий силу и власть. По его мнению, проявляются они самыми разными способами. Например, в религии многих народов Океании существует понятие мана – особая магическая сила, присущая определенным местам, людям или предметам. Феноменология Герарда ван дер Леува состоит в описании путей поведения человека по отношению к этой силе.

Свой вклад в исследование религии внес и Дж. Фрэзер (1854–1941); его 12-томный труд «Золотая ветвь» содержит колоссальный материал по описанию верований у различных народов. Он доказал зависимость религиозных представлений от рода занятий, социальной иерархии, формирование самой социальной иерархии от знаний и профессиональных навыков представителей социума. Впервые им аргументировано право сильного как показатель избранности.

Шотландский ученый Э. Лэнг (1844–1912) также считал, что анимизма самого по себе недостаточно для возникновения религии, и требуется предположить в качестве источника веру в Высшее Бытие, Творца всего сущего. Лэнгу принадлежит концепция, получившая название «прамонотеизм», в соответствии с которой главным источником религии служит вера в Высшее Бытие. С этой точки зрения, религиозные представления изначально связаны с моральными.

Шведский историк религии Н. Зедерблом (1866–1931) делает вывод, что «сила, творец и духи занимали людей в равной степени». Соединяя все три представления об источниках религии, можно связать современные философско-религиозные концепции с их основой – древними представлениями, т.е. с дуализмом и пантеизмом. Дуализм – учение о двойственной сущности мира, где существует возвышенное (сакральное) и низменное (телесное); пантеизм говорит о том, что Бог являет себя во всем и всегда.

Таким образом, исследование религии позволило рассматривать ее как одну из форм духовной культуры, отмечая связь с мифологией, философией, искусством. Считается, что исторически первой формой духовной культуры является мифология, и что первоначально религия, искусство и философия не разграничивались в качестве отдельных областей культуры. С этим можно соглашаться, но можно и не соглашаться, поскольку эти разные формы выражения одного и того же содержания и сегодня разделяются достаточно условно. Там, где не хватает одних средств для самовыражения, используются другие.

 



 
PR-CY.ru