Во II тысячелетии до н.э. политическое и культурное лидерство в этом регионе переходит к ассирийцам, племенам несемитского происхождения, которые создали свое государство – Ассирию. Ассирия (область Ашшура) сначала подчинялась Шумеру, Аккаду и Уру, пока не приобрела независимость в XX в. до н.э. Она вела бесконечные войны с соседними индоевропейскими и семитскими племенами, постепенно достигнув политической и культурной однородности. Правление Шамши-Адада I, пришедшего к власти около 1809 г. до н.э., стало временем расцвета Первой ассирийской державы, включавшей в себя почти все Междуречье и Сирию от Персидского залива до Средиземноморья. Однако в XII в. до н.э. царь Элама опустошил и разрушил легендарную столицу Ассирии Аккад (Агад), поэтому стела Нарам-Сина, четвертого царя Аккада, была обнаружена в Сузе (территория Элама).

В начале II тысячелетия до н.э. началось также возвышение Вавилона. Он был основан кочевниками-скотоводами, которых называли амореями – «западными», а название города происходит от аккадского слова «бабилу», что означает «врата бога». Город был расположен в центральной части Междуречья, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь же проходили важнейшие торговые пути и крупнейшие оросительные системы Месопотамии; все это способствовало возвышению города. Согласно легенде, Вавилон сначала был построен в небе, причем всего за один год. Только после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль Тигра и Евфрата, «земное подобие Вавилона», а в нем свой великолепный храм – знаменитую Вавилонскую башню. Иначе говоря, вначале возникла идея города, и лишь потом – ее реализация. Но идея возникла не у людей, а у бога, что говорит о том, что бог представлялся сущностью надличностной и надсоциальной, точнее, социоформирующей.

Расцвет Вавилона пришелся на время правления Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) – крупнейшего политика и дипломата своего времени, выдающегося организатора и полководца. В историю он вошел, прежде всего, как составитель одного из первых сборников законов, дошедших до наших дней. Двухметровый базальтовый столп с высеченными на нем законами был найден археологами в начале XX в. Хаммурапи удалось объединить под своей властью большинство семитских народов, населяющих Междуречье. И хотя объединение было непродолжительным (в 1595 г. до н.э. город был разрушен хеттами), оно надолго сохранилось в памяти людей, а сам Вавилон остался главным культурным и религиозным центром Месопотамии.

Обелиск с законами царя Хаммурапи
Обелиск с законами царя Хаммурапи. Эта колонна черного базальта содержит запись закона Хаммурапи на аккадском языке, который остается единственным источником для изучения вавилонского общества. Верхняя часть колонны представляет Хаммурапи молящимся перед Шамашем, богом солнца и покровителем правосудия (Лувр, Париж).

 



 
PR-CY.ru