Религия греков - Страница 8

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей, потому что это было понятно и наглядно. Таким богам можно сопереживать, их можно почувствовать; поэтому гомеровские боги не несли в себе ничего сверхчеловеческого. Они не были подлинно духовными сущностями, т.к. обладали телом, пусть особым, исполинским, но всё же телом. Чтобы вызвать у слушателей те или иные переживания, греческие боги гомеровского цикла (а затем и в других циклах мифов) были жадными, завистливыми, коварными, ревнивыми и мелочными. Хотя греки и заимствовали некоторые культы у своих соседей, но основа их религиозных верований была общеарийская, отражающая поклонение явлениям и силам природы (преимущественно светлому небу, солнцу, грозе) и почитание душ умерших предков. Под влиянием красоты природы и свойственного эллинам эстетического чувства политеизм в Греции получил художественное развитие. Греки первые отрешились от представлений о богах, характерных, например, для стран Востока, и стали воображать их (а затем и изображать) в виде существ, имеющих человеческий облик и одарённых всем тем, что они считали особенно желательным для человека, – силой, здоровьем, красотой, молодостью, жить без перспективы старости и смерти (поэтому ни одна религия не доводила антропоморфизм богов до такой степени, как греческая). Приписывая своим богам человеческую природу, только возведённую на степень идеала, греки наделяли их и всеми внутренними свойствами человека, не исключая и разных людских слабостей. Их творческая фантазия была неистощимой в повествованиях о жизни богов и богинь, об их взаимоотношениях, их подвигах и похождениях. Эти рассказы вдохновляли поэтов и художников, которые черпали из народных сказаний образы и сюжеты для своих произведений. Некоторые божества навсегда оставались местными, другие, наоборот, получали широкое распространение, стали общими для всех эллинов. Главным местопребыванием богов считалась высокая зубчатая гора Олимп (в Фессалии), отделявшаяся Темпейской долиной по реке Пенею от другой такой же высокой горы, Оссы (отсюда эпитет богов – «олимпийцы»). Единственное принципиальное отличие богов-олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием амброзии и волшебного напитка нектара. На Олимпе боги жили как бы одной семьёй (правда, не всегда дружной), но вечно блаженные, безболезненные и бессмертные. Они видели оттуда всё, что делается на земле, и время от времени покидали Олимп, чтобы вмешиваться в человеческие дела. Им ничего не стоило в самое короткое время переноситься через громадные пространства, становиться невидимыми, внушать людям те или другие мысли, руководить их поступками. Во главе этой олимпийской семьи стоял верховный правитель неба и земли, отец богов и людей, тучегонитель и громовержец Зевс (то же божество, которое арийцы Индии чествовали под именем Дьяуса, римляне – под именем Юпитера). У него была супруга Гера, братья Посейдон (владыка морей, живший в глубине вод со своей женой Амфитридой), и Гадес (или Аид), царствовавший с Персефоной в подземном мире. У Зевса от Геры и других богинь было несколько детей; главными из них были Афина и Аполлон. Афина родилась во всеоружии из головы Зевса. Первоначально это была молния, рождающаяся из мрачных туч, помощница своего отца в борьбе с врагами, богиня войны и победы, но потом она получила значение богини мудрости, покровительницы знания и науки. Первоначальное, чисто физическое значение божеств часто затемнялось, и на первый план выступало значение духовное. Так, Аполлон, сын Зевса и Латоны, бог солнца (другие его названия Гелиос и Феб) вначале разъезжал по небу в колеснице и метал свои стрелы, которыми он поражал духов мрака и преступников или насылал засуху с голодом и мором (но вместе с тем ниспосылал всему живущему на земле плодородие), постепенно сделался богом духовного света, очищающим от осквернения, полученного в результате преступлений, вдохновляющим прорицателей и поэтов. Поэтому его стали представлять окружённым музами – покровительницами искусств. Аполлону (как богу солнца) соответствовала богиня луны – Артемида (сестра по отцу и по матери), вечно блуждающая охотница, покровительница лесного зверья и птиц. Детьми Зевса считались Гефест (бог огня и небесный кузнец) и Афродита (богиня красоты), которых мифология считала вместе с тем супружеской четой, хотя сама Афродита предпочитала своего хромого мужа богу войны Аресу. Мать-земля чествовалась греками под именем сестры Зевса Деметры – богини плодородия, земледелия, уборки хлеба. У неё была дочь Персефона, похищенная Гадесом и в качестве его супруги ставшая царицей подземного мира. Каждую весну она возвращалась на землю для свидания с матерью, и тогда всё начинало расти и цвести. Богом виноградной лозы и виноделия был Дионис (или Вакх).

 



 
PR-CY.ru