Религия греков - Страница 6

К XIV–XIII вв. до н.э. относится перемещение центра культуры в Микены, расположенные в северо-восточном углу Пелопоннеса, давшие название всему периоду греческой истории XIV–XII вв. до н.э. Другими древнейшими центрами микенской культуры были Пилос на юго-западе Пелопоннеса, Аттика и Беотия в средней Греции, Фессалия – на севере. Микенские вожди вели весьма агрессивную политику, направляя её острие, главным образом, в сторону Малоазийского побережья. Об этом свидетельствуют, в частности, египетские и хеттские документы, в которых встречаются названия нападавших на Малую Азию племён; их названия соответствовали наименованиям греков в гомеровском эпосе – «ахейцы» и «данайцы». Здесь греки столкнулись с интересами более сильного северного соседа за власть над проливами, разделяющими Азию и Европу. Исследователи полагают, что это были скифы или киммерийцы (в еврейском предании – гипербореи); другое предание считает их этрусками. В дальнейшем римские поэты (прежде всего, Вергилий) разрабатывают миф об этрусках, увязывая римскую мифологию с греческой, однако происхождение этрусков и время их появления на берегах Тибра до сих пор остаётся дискуссионным. В истории Трои археологи различают ряд последовательно сменяющих друг друга слоёв. Для древнегреческой мифологии особенный интерес представляют Троя II и Троя VIIа. В первой из них, погибшей от пожара около 2200 г. до н.э., ещё археолог-самоучка Генрих Шлиман (1822–1890 гг.) нашёл множество золотых изделий, которые он принял за сокровища царя Приама. Вторая, не столь богатая, была разрушена в результате военных действий спустя тысячу лет, т.е. относится ко времени микенских завоеваний. Впрочем, вскоре пришли в упадок и сами микенские государства; причиной этого послужило вражеское вторжение. Этническая принадлежность и дальнейшая судьба этих грозных пришельцев остаются до сих пор одной из загадок ранней истории Греции. Однако исследователи не сомневаются, что они значительно облегчили проникновение на юг Балканского полуострова новой волны греческих племён – дорийцев. Не составляя между собой ни языкового, ни религиозного единства, дорийцы объединялись в племена. Во главе с вождём они группировались вокруг городов, построенных ещё ахейцами. Город постепенно превращался в религиозный центр – святилище, которым правит басилей – жрец; он одновременно и вождь племени. Его власть обретает священный характер: он носит особые отличительные знаки власти (скипетр, корону и пурпурную мантию), решает общие дела, его слово становится живым законом. Существовало у дорийцев и народное собрание. Они практически воспроизвели ахейскую цивилизацию, однако центром политического объединения становится по особому организованный город – полис. Нашествие на южную Грецию сначала неизвестных врагов, а затем дорийцев заставило ахейцев искать прибежище на островах и Малоазийском побережье. Сюда они принесли воспоминания о микенской державе, которые и послужили основой для греческого (гомеровского) эпоса, окончательное оформление которого произошло не ранее VIII в. до н.э. и завершило многовековой период существования устной эпической традиции, уходящей корнями в микенские, а подчас и домикенские времена. Обе поэмы стали для образованных греков последующих времён любимым чтением, книгой, на которой воспитывались целые поколения, и которая тоже в немалой степени содействовала развитию в греках общенародного сознания. Микенская эпоха была временем возникновения основного состава древнегреческих героических сказаний: космические или растительные мифы, традиционные фольклорные ситуации оказались прикреплёнными ко вполне конкретным местам и стали восприниматься как часть легендарной истории; к микенской эпохе относится также формирование олимпийского пантеона. Гомеровский эпос выявляет сходство многих мотивов с ближневосточным фольклором: отношения между Ахиллом и Патроклом отчасти сходны с дружбой побратимов Гильгамеша и Энкиду в аккадских (вавилонских) сказаниях, для повествования о странствиях Одиссея исследователи находят прототип в древнеегипетском рассказе «Потерпевший кораблекрушение». Сходство с баснями Ближнего Востока обнаруживают также сюжеты многих прозаических басен, восходящими к шумерской словесности. Позднейшая традиция называла «отцом басенного рода» полулегендарного раба-мудреца Эзопа (VI в. до н.э.), но признавала, что басни бытовали и до него. Хотя у исследователей сегодня есть основания говорить о ближневосточном влиянии на систему религиозных представлений древних греков, положение в гомеровских поэмах верховного бога Зевса, вынужденного сдерживать недовольство других строптивых богов, несомненно, отражает характер власти микенского царя в окружении беспокойных полузависимых местных царьков. Впрочем, и саму Троянскую войну исследователи относят к числу мифологизированных народной фантазией исторических событий.

 



 
PR-CY.ru