Религии народов Океании - Верования

Верования. Сущность верований народов Океании состоит в культе мертвых и почитании предков. Мир живущих непрерывно связан с миром мертвых, второй активно участвует в жизни первого. После смерти человека должен быть выполнен сложный ритуал (высушивание тела, погребение внутренностей за исключением черепа). Вот почему дух покойного не может отойти в мир мертвых и преследует живых. Следовательно, он должен являться живым, и эти появления даже благоприятны для его близких.

Обожествленные предки составляют только часть богов, существуют также изначальные божества. В Меланезии и Австралии не сформировался пантеон богов; у полинезийцев он был достаточно обширным. Существовали общеполинезийские боги, с незначительной разницей в именах почитавшиеся на большинстве островов. Главный бог всей Полинезии – Тангароа (Тангалоа, Тагароа), который большей частью представляется как бог неба или моря. Он – творец мира; лишь у туземцев островов Рапа и Пасхи он не был известен вообще. Другое великое божество полинезийцев – Ронго, или Лоно. У маори его считали богом земледелия, на других островах он был богом дождя. Еще одним значительным божеством был Тане, покровитель плодородия, лесов и растительности. В мифах Новой Зеландии его считали создателем первой женщины, на которой он позднее женился; от их детей произошли люди. Уми считался богом диких растений; Таириматеа – бог ветров; Ту – бог войны и кровной мести. Существует также великое множество местных божеств, считающихся учителями ремесла. В Полинезии и Микронезии почитают и героев, например, Мауи-тикитики, который установил продолжительность дня и ночи и поймал рыб, ставших островами Полинезии. Этот герой погиб при попытке дать людям вечную жизнь.

В целом религия направлена на обеспечение жизни, плодородия, достатка и равновесия во всех отношениях между людьми и сверхъестественным миром, причем преимущественно в земном, а не загробном мире. Все ритуалы, проводимые при рождении, посвящении во взрослые члены племени, женитьбе или смерти, призваны обеспечить поддержание этих отношений. Сохранились пережитки тотемизма, хотя не везде в одинаковой форме. Он ограничен различными табу (термин, пришедший из языка новозеландского племени маори, обозначает божественную силу, которой обладают местности, люди или предметы, опасные для человека, или такие, к которым не следует приближаться) и выражается в символических представлениях, например, песнях и танцах.

Религиозные представления включают множество легенд, мифов, песен, молитв и заклинаний, существующих в устной форме. Некоторая часть из них известна только прошедшим посвящение мужчинам или взрослым женщинам, а также жрецам. Бытовали разные версии сотворения мира, но в них почти не уделяется внимания его первопричине и природе. Макромир, вселенная, природа как целостное чаще всего предстают в мифах уже существующими в мифические времена.

Важное место в религиозных верованиях принадлежит и магии, встречающейся в самых разных видах: военной, лечебной и хозяйственной. Магические обряды призваны обеспечить урожай, вызвать дождь; особые обряды сопровождают постройку лодок. Проводить обряды может и простой деревенский жрец, и шаман-целитель, и предсказатель, и колдун. Смерть или болезнь считаются делом рук колдуна, который является важнейшим персонажем многих племен.

 



 
PR-CY.ru