Религии народов Америки - Страница 5

Большое значение у многих индейских племен имел солнечный культ. Так, индейцы американских прерий в середине лета справляли праздник солнца, во время которого торжественно исполнялись главные обряды, в том числе и общеплеменная пляска солнца. От этого момента у них велось летоисчисление. Ритуальные танцы у индейцев были широко распространены: каждое племя знало их до нескольких десятков – танец дождя, танец войны, пляска солнца и др.

 

Развито было у индейцев и почитание других сил природы – четырех стихий: воды, воздуха, огня и земли. Коренные жители Северной Америки считали структуру мира и управляющих им сил четырехсторонней. Символом этого был круг с четырьмя точками по окружности. Каждой из четырех стихий соответствовал свой дух или группа духов, каждая сторона света ассоциировалась с определенным цветом: Тункан (дух земли) – с севером и синим цветом; Вакиньян (божества огня) – с востоком и красным цветом; Такушканшкан (духи ветра) – с югом и черным цветом; Унктехи (духи воды) – с западом и зеленым цветом. В этой схеме для индейцев заключалось все многообразие жизни.

Важное значение имели жертвоприношения; в качестве жертвы выступали разные мелкие вещи. Часто практиковалось принесение в жертву табака, поскольку его употребление носило ритуальный характер. Кстати, курение знаменитой трубки мира также имело религиозное значение. И еще один любопытный факт истории: только когда европейские колонисты решили выращивать табак, индейцы стали им охотно помогать. Людские жертвы, которые часто описываются в приключенческих романах, напротив, были довольно редким явлением. Они были связаны с земледельческими культами: с помощью человеческих жертв индейцы надеялись повысить плодородие и увеличить урожай.

Многие религиозные обряды были связаны с войной. Прежде чем стать воином, каждый юноша должен был пройти специальные обряды и получить оружие из рук вождя, жреца или колдуна. Среди военных обычаев индейцев был и обряд добычи скальпов. Первоначально он был распространен только у племен ирокезов и чероки, но во время Семилетней войны (1756–1763) англичане и французы стали поощрять в этом своих союзников-индейцев, выплачивая им премии за скальпы, поэтому скальпирование распространилось и среди других племен. По всей видимости, добыча скальпа для воина означала овладение душой убитого врага или лишение ее покоя.

Широко были распространены у индейцев шаманизм и вера в вещую силу снов. Сны являлись своего рода оракулами, поступить наперекор сновидению считалось невозможным. Шаманы пользовались не меньшим авторитетом, чем вожди; только они брались за лечение болезней. Покровителем многих шаманов считался серый медведь, а его шкура служила главным атрибутом шаманского костюма. Одни шаманы предпочитали действовать в одиночку, другие же объединялись в тайные союзы. Основной их функцией была охрана традиций племени. Значительное место в шаманской практике занимал обряд ритуального очищения, который предварял начало любого важного дела. У североамериканских индейцев для очищения использовалась паровая баня, в Центральной Америке, Мексике и Перу – кровопускание, а у племен Южной Америки – слабительные и рвотные напитки.

Индейская мифология хоть и несколько однообразна, но довольно самобытна. Мифы о сотворении мира, потопе и героях встречаются во всех частях Америки, и хотя они несколько различны по форме, почти все одинаковы по содержанию. Великий дух – творец мира. Вода предстает как враждебный элемент, у которого мир должен быть отнят. Существуют представления о происхождении не только мира, но и человека: он или вырос из деревьев, или вышел из пещер. Долгое время вначале человек жил в темноте, как животное, до тех пор, пока какой-нибудь бог или герой не познакомил его с лучшей жизнью.

 



 
PR-CY.ru