Ранние формы религии - Страница 13

5. Миф престижа для примитивного общества служит обычным способом подчеркнуть превосходство своего рода, племени или города над остальными путем приписывания божественного вмешательства в рождение героя или создания государства. Так, жители Афин всегда с гордостью подчеркивали, что их город носит название в честь богини Афины, явившейся его основательницей и распространяющей на этот город свою божественную защиту. Миф престижа служил и продолжает служить источником религиозных войн, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Комплекс рассмотренных первобытных верований, обрядов и ритуалов стал ядром так называемых родоплеменных религий, которые отличаются большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности трудовой и бытовой жизни. Основной объект поклонения в родоплеменных религиях – природа; сверхъестественными свойствами наделялись те объекты, с которыми была связана жизненно важная деятельность племени, среда обитания. Со временем из множества анимистических духов выделяется один, становящийся прообразом племенного бога. Все мировые религии берут свое начало в религиях родоплеменных, однако отразили в своих верованиях общие черты, свойственные многим народам.

С развитием производительных сил общества появляется частная собственность, которая постепенно приводит к социальной дифференциации в общинах. Формируются социальные противоречия, что в конечном итоге приводит к формированию института государства как аппарата насилия. Зависимость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения. Матриархат уступает место патриархату с усилением роли мужчин в обществе, вызванным переходом к скотоводству и земледелию, и женские духи оттесняются мужскими, отправление культа становится уделом мужчин. Показательно, что во время камлания шаман-мужчина надевает иногда женский костюм, считая, что дух, к которому он обращается, – мужского пола. Эти представления, возможно, связаны с тем, что в некоторых случаях в обряде проявляется символическая сексуальная связь между шаманом и духами, и возникли они в ту эпоху, когда шаманство было преимущественно женским занятием. Возникновение культа предков было обусловлено социальной ролью стариков как носителей знаний и опыта, которые символизировали избранность и служили средством достижения власти над родом или племенем. Поэтому нередко именно шаманы и колдуны становились вождями племен.

Из-за возникшего социального неравенства культ мертвых в эпоху неолита стал постепенно приобретать форму культа умерших представителей привилегированного слоя, прежде всего старейшин и вождей. Объяснялось это просто: вождь становился первым и главным представителем коллектива, облеченным высшей властью политическим администратором, на плечи которого ложилась верховная ответственность за благосостояние всех его подопечных и распространялась на сферы общения коллектива с миром сверхъестественных сил. Вождя начинали рассматривать как сакральную фигуру, наделенную особой святостью и наибольшей магической силой. С течением времени вождь все более отдалялся от простых смертных, а то и начинал противопоставляться им. Его тело, еда, одежда становились табуированными, неприкосновенными для остальных.

 



 
PR-CY.ru