1. Общественно-политические и духовные предпосылки возникновения ислама.

В степях Центральной и Северной Аравии с незапамятных времен кочевали бедуины-скотоводы, жившие первобытно-общинным строем. Относительная перенаселенность Аравии (в условиях кочевого скотоводческого хозяйства), а также недостаток пастбищ и источников воды постоянно вызывали межплеменные войны, которые периодически приводили к выселению аравийских кочевников на север за пределы полуострова. К VI–VII вв. возросло ожесточение межплеменных войн, длившихся целыми десятилетиями. Объединение арабских племен и последующая экспансия происходили под знаменами новой надплеменной религии – ислама. Его основателем является Мухаммед (Мухаммад) (570–632 гг.) – арабский религиозный и политический деятель. У мусульман он считается посланником Бога, пророком.

Ничего особенного в его биографии не было, что располагало бы к великой миссии, но его жизнь полна всевозможных легенд. Говорят, что когда Мухаммаду было около сорока лет, ему стали являться странные сны и видения, которые внушали мысль, что он есть пророк Аллаха. Мучимый этими видениями, Мухаммад надолго оставлял семью и в одиночестве бродил по соседним горам. Когда он пас верблюдов своей жены, его вдруг осенило вдохновение, и он стал сочинять стихи. Удивленный и восторженный, Мухаммад прибежал к Хадидже и воскликнул: «Я или поэт, или сумасшедший». Но его жена была умной женщиной и смогла оценить все это по достоинству.

Чтобы объяснить, почему это видение совершило неожиданный поворот в судьбе Мухаммада, а также к появлению новой религии, необходимо несколько слов сказать о поэзии доисламских арабов, которая и сегодня поражает образным богатством и своеобразием формы. Творчество древнеарабских поэтов было тесно связано с магией. Считалось, что поэт обладает магической силой, способной нанести реальный вред врагу и вражескому племени, оказать влияние на загробную жизнь умершего. Умение сочинять стихи ценилось в бедуинском воине не меньше, чем храбрость. Искусство стихосложения передавалось из поколения в поколение. Даже существовали семьи и роды, постоянно выдвигавшие из своей среды замечательных поэтов, которые занимали высокое положение в обществе – поэт был певцом племени, хранителем его героических традиций. Каждое племя дорожило поэтом, умевшим острым словом и защитить его честь, и сразить врага. Правители аравийских княжеств постоянно стремились привлечь поэтов в свои столицы, чтобы, используя их влияние на умы и сердца кочевников, укрепить свой авторитет.

Несмотря на некоторые диалектические различия, поскольку поэты были выходцами из различных племен Аравии, в целом язык доисламской поэзии был един. Эта общность арабского поэтического языка, по-видимому, сложилась в результате постоянных перемещений кочевников по полуострову и широкого межплеменного культурного обмена, осуществлявшегося главным образом на знаменитых аравийских ярмарках, где военные состязания сменялись поэтическими, во время которых поэты демонстрировали свое искусство.

 



 
PR-CY.ru