Культура сирийцев и финикийцев - Страница 3

Именно культура Библа и связанный с ней культ Астарты-Ашторет-Иштар дают нам ценные сведения о развитии уникальной религиозной системы финикийцев, которую ряд исследователей отождествляют с коренным населением сирийско-палестинского региона. Это дает возможность проследить становление религиозных представлений и всей культуры как самих финикийцев, так и древних евреев, чья история непосредственным образом связана с завоеванием Ханаана.

Библ был центром торговли с Египтом: отсюда вывозили кедровые деревья и смолу, которую египтяне использовали при мумификации, а также вино и оливковое масло. В финикийских городах Восточного Средиземноморья впервые стали возводить монументальные храмы на каменном фундаменте. Эти города постоянно враждовали между собой и время от времени признавали власть кого-либо из могущественных соседей – Ассирии или Египта. Но у них отсутствовала необходимость в создании разветвленных оросительных систем, поэтому не было необходимости создавать обширные государства с сильной централизованной властью; это способствовало разобщению отдельных областей в политическом отношении. Однако широкие торговые связи и власть соседей наложили определенный отпечаток на религиозные представления жителей Сирии и Финикии, нашедших отражение в формах материальной культуры.

Культура сирийцев и финикийцев (ханаанцев) имеет много сходных черт как в основе, так и в отдельных формах. Основным началом является поклонение природе. Боги выступают в образе великих и могущественных, восседающих на небесах владык неба и земли – преимущественно той страны или города, в которых они почитаются, проявляя свою таинственную силу в разнообразных явлениях природы.

Отсутствие политического единства привело к тому, что ни у одного из семитских племен не было такого святилища, которое пользовалось бы всеобщим почитанием, однако в организации культа все они имеют много сходного. В частности, семиты любили молиться на высотах, потому что на возвышенных местах человек якобы находится ближе к божеству. Ради этого строились зиккураты в Вавилоне и в других городах. Это богослужение на возвышенностях сохранилось также в Сирии и в более поздний период. Однако считалось, что божества проявляли свою силу и могущество больше всего там, где проявлялась животворящая сила природы: у источников воды и в священных рощах. Сирийские и финикийские храмы были малы; кроме святилища, где находилось изображение божества, имела значение их окрестность. Поэтому храмы строились, как правило, у источников священных вод и окружались священными рощами.

Священное дерево играло большую роль; даже вбитый в землю деревянный столб обозначал место, где божество проявляет свою силу. Чтобы божество еще больше смогло проявить свою силу, вместе с деревянными столбами-сваями, на которых строился дом, семиты хоронили заживо принесенных в жертву людей. Они должны были в сидячем положении обхватывать столб руками. Не менее священными считались места с камнями конической формы. Их называли бетил – буквально «дом бога», обливали маслом и жертвенной кровью. Богов нужно было больше бояться из-за их разрушительной силы, нежели ожидать от них милостивой помощи. Поэтому главной целью культа являлось предотвращение возможных несчастий.

 



 
PR-CY.ru