Культура народов Африки - Страница 7

Центральная тема африканского искусства – это человек как вместилище духа усопшего или памятный образ, изображение божества или фетиша. Художник очень осторожно подходит к его изображению. Основываясь на народных традициях, он использует стилизацию, которая, тем не менее, не исключает ни реализма образа, ни экспрессивности. Образная сила искусства и стилизация – два способа приблизиться к священному. Применяющиеся в культах плодородия (в самые ответственные моменты ритуальной церемонии) маски и статуи воплощают божество и становятся хранилищами его власти.

С начала XII в., когда первые арабские торговцы из Северной Африки пересекли пустыню, началось проникновение ислама в Черную Африку. Первыми чернокожими мусульманами стали главы княжеств и империй в древнем Судане и Чаде, они поощряли обращение в ислам своих подданных. Африканские ученые получали образование при царских дворах, в школах, где преподавали выходцы с Севера и Востока. Распространение ислама продолжалось восемь столетий, и в XIX в. он проник даже в традиционно христианские регионы. Чернокожие мусульмане привлекали добровольцев в общины или братства под управлением духовного вождя, называемого марабут.

Ислам в Черной Африке насчитывает около 120 миллионов верующих суннитов, составляющих восьмую часть всемирной уммы (т.е. исламской общины), проживающих преимущественно в «суданском коридоре», то есть от Сенегала до Сомали. Роль религии в этих странах различна – от интеграции в местные культурные традиции (в Западной Африке и странах Африканского Рога) до полной арабизации, как в Судане. Но и сама религия Мухаммада видоизменилась под воздействием культур Черной Африки: признает традиционную семейную структуру (браки между кровными родственниками, полигамия, уважение к старикам). Ислам распространяется проповедями марабутов (в большей степени, чем чтением Корана), роль которых совпадает с ролью традиционных руководителей инициаций. Одновременно с верой новая религия принесла обоснование критического взгляда на современный Запад.

Помимо 25 миллионов христиан Эфиопии, христианская община Черной Африки, образовавшаяся в результате деятельности миссионеров, объединяет 336 миллионов верующих, из которых 142 миллиона – протестанты. В большинстве стран деятельность миссионеров продолжается уже более столетия. Некоторые страны, такие, как Либерия и Сьерра-Леоне, были христианизированы вернувшимися туда освобожденными американскими неграми. Европейские конгрегации миссионеров достигли наибольших успехов в последние десятилетия XIX в. Тактика миссионеров состояла в привлечении детей в школы и проповеди вокруг миссий. Язычество постепенно изолировалось и начинало исчезать само по себе. Христианство особенно широко распространилось среди народов, исповедующих анимизм в Экваториальной и Южной Африке. Африканцы его принимали постепенно, быстрота этого процесса зависела от этнической группы. Некоторые регионы считаются крещенными почти поголовно. Однако чистота обращения сомнительна: новообращенный обязан отказаться только от многоженства и всех форм «идолопоклонства». Число христиан в Африке постоянно увеличивается. Во время Второй мировой войны христианские миссии обвинялись в преступном «сговоре» с колонизаторами. После Второго Ватиканского собора богослужение и теология развиваются в тесной связи с местными культурными системами.

 



 
PR-CY.ru