Культура Древнего Египта - Страница 8

Следующий шаг к единобожию был сделан не египтянами, а евреями, которые вывели своего бога за пределы трехмерного мира и за пределы пяти чувств, данных людям от природы, и лишили бога каких-либо сущностных черт. Но поскольку четвертое измерение мира существует только теоретически, то практически оно существует в одном месте – опять же в сердце человека.

Боги своими страстями, похождениями и внешним видом походили на людей, однако египтяне приписывали им облик животных: Хор изображался с головой сокола; Амон мог появляться с головой барана; Хатхор, богиня красоты, изображалась в виде коровы или с головой коровы и т.д. В последние века существования Древнего Египта в святилищах держали животных и поклонялись им, например, ибису и бабуину в храмах Тота, корове – в храме Хатхор в Дендере и т.д. Самое знаменитое из священных животных – бык Апис, воплощение Птаха, его «великая душа».

Как и у многих других народов, у египтян представления о богах отразились в мифологии. Мифы являются своеобразным отражением знаний о законах природы, растительного и животного мира. Согласно египетским мифам, все началось в те давние времена, когда период обращения Земли вокруг Солнца был равен 360 дням, и сутки состояли из двух равных частей – дня и ночи. А затем бог мудрости Тот хитростью вынудил хранительницу времени Луну добровольно отдать ему из каждых дней по 1/72 части. В итоге получилось 5 дней, которые бог Тот добавил к солнечному году. Эти дни считались в Египте днями рождения пяти богов. Родила их богиня неба Нут. В первый день у богини неба Нут и бога земли Геба родился могучий бог Осирис, творящий добро. На второй день родился бог Гор (Гор Старший – в отличие от другого Гора, родителями которого будут Осирис и Исида). В третий день и не вполне естественным образом (выскочил из бока богини Нут) родился Сет, бог войны и всяких стихийных бедствий. В четвертый день в потоках влаги родилась Исида, а в пятый – ее сестра Нефтида.

Став властителем Земли, Осирис отучил людей от дикарского образа жизни и людоедства, научил возделывать землю, сеять и выращивать злаки, сажать виноград, добывать и плавить руду, строить города и лечить болезни, приобщил к музыке и культуре. В жены себе он взял сестру Исиду, а Сет – Нефтиду. Осирис и Исида всегда были вместе и любили друг друга; люди также полюбили их за доброту и любовь, которые они внушали всем живущим. Это очень не нравилось Сету, зависть толкнула его на преступление. В то время, когда Осирис спал, Сет снял мерку и по ней изготовил и красиво расписал деревянный ковчег-гроб. Ящик, изготовленный Сетом, был очень хорош. Было объявлено, что тот, кто ляжет в него, и он ему придется впору, и будет его хозяином. Многие ложились в ящик, но для всех он был слишком велик. Но когда лег Осирис и вытянул ноги, он ему пришелся в самый раз. Но именно этого момента ждали Сет и его сообщники (которых было опять же 72). Они захлопнули крышку, забили ее гвоздями и даже залили свинцом. А затем выбросили гроб-ковчег в воды Нила, и течение унесло его в открытое море. Морские волны выбросили ящик на берег финикийского города Библ. И произошло чудо: из него стало расти дерево и скрыло его своими корнями. Мифы об Исиде и Осирисе заканчиваются рождением их сына Гора. Исиде приходилось скрывать от Сета рождение Гора. Но когда тот вырос, он долго с переменным успехом боролся с убийцей своего отца, но в конце концов победил и стал править миром.

 



 
PR-CY.ru