Культура Древнего Египта - Страница 6

Поскольку фараоны считались детьми бога, то Аменхотеп IV, считавшийся сыном бога Амона, проводя реформу, должен был поменять свое тронное имя на Эхнатон, что значит «сын Атона», нового бога. Это предполагало и смену столицы. Новая столица фараона Эхнатона и его супруги, царицы Нефертити, была возведена на месте нынешней деревушки Тель эль-Амарна (отсюда название нового исторического периода – амарнский). Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину. По указу фараона здесь был выстроен город Ахетатон – «Горизонт Атона» («солнечного диска»). Его центром стал грандиозный храм Атона длиной около 800 м, а шириной – 300 м. Город оставался столицей около двадцати лет, после чего был оставлен, заброшен и разграблен. В таком виде он и дошел до наших дней.

Реформы Эхнатона ставили своей целью не просто заменить одного верховного бога другим, а были первой попыткой ввести в Египте единобожие. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменяют новым: это был круг с солнечной или царской змеей спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Такой способ изображения солнца при полном отказе от его очеловечения свидетельствовал, что фараон признавал только один облик бога – зримого солнца. Новый бог – Атон – универсальный мировой бог, создатель всех земель, а не бог какого-либо города или какой-то одной страны; это – творческий бог, и его творческая сила не знает границ. Он единый живой Творец Вселенной, любящий Отец земли, растений, животных, людей; объемлет своей любовью все земли и все племена. И хотя он воплощался в солнечном диске, сущность его сокрыта от человека.

Затерянный в песках, Ахетатон был вновь открыт уже в современную эпоху. Уникальные остатки городских поселений, жилище фараона, его храмы, дворцы, здания, в которых размещались чиновники, пригород, в котором жили рабочие, – все это было нанесено на новый план Амарны. В руинах были найдены великолепные сокровища: дипломатические архивы Аменхотепа III и Эхнатона (в основном записи велись на аккадском языке клинописью, что было языком дипломатического общения во II тысячелетии до н.э.), стелы, а также мастерская скульптора Тутмоса, в которой были обнаружены портреты царской четы. Эти находки продемонстрировали коренной разрыв не только новой религии с прежней, но и амарнского искусства с предшествующей традицией – искусством Фив, которое отличалось спокойной ясностью. Здесь же каждое произведение свидетельствует о духовной и эмоциональной напряженности, иногда доходящей до высочайшего накала.

Религия Атона провозглашала любовное, бережное отношение к миру, а фараон объявил себя единственным носителем истины. Во имя нее он стремился создать новый уклад жизни, отличный от прежнего. Характерно, что художники, украшавшие храмы в новой столице, получили право не считаться с омертвевшими канонами старых школ. Не колеблясь, они изображали малоизящную фигуру царя, его большой живот и отвислую челюсть. Тем самым в этих почти карикатурных стилизациях удивительно передано величие духа Эхнатона, которое не может скрыть его уродливая внешность.

 



 
PR-CY.ru