Культура Древнего Египта - Страница 3

Тем не менее, цари Великих гиксосов считали себя властителями всего Египта и носили двойную корону (красного и белого цвета); правда, аналогично поступали и фараоны из Фив. Постепенно фараоны Верхнего Египта накопили достаточно сил, чтобы вступить в открытую войну с гиксосами, освоили тактику конной атаки на колесницах, приблизив тем самым время побед.

Победа царя Фив Яхмеса над гиксосами около 1570 г. до н.э. дает основание историкам считать его основателем XVIII династии. Он открывает эпоху Нового царства – период наивысшего расцвета Египта со столицей в Фивах. С этого времени стал стремительно расти культ бараноголового бога Амона; вскоре он стал богом всех египетских богов. В его честь многие фараоны включали имя Амон (Амен) в свое тронное имя: Аменемхет, Аменхотеп, Тутанхамон… В честь Амона в Фивах и вблизи от них были построены великолепные храмы, частично сохранившиеся до наших дней.

В эпоху Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) фараон Тутмос III путем заключения дипломатических союзов и множества войн установил господство Египта в Палестине и Сирии. Аменхотеп III (ок. 1417–1372 до н.э.), Аменхотеп IV – Эхнатон (ок. 1372–1354 до н.э.) и Рамзес II (ок. 1304–1236 до н.э.) были величайшими правителями блестящей эпохи, о расцвете которой говорят монументы Луксора или гробница Тутанхамона.

Египтяне достигли впечатляющих успехов в бальзамировании усопших фараонов, их приближенных и других подданных. Всю технологическую цепочку бальзамирования описал побывавший в Египте греческий историк Геродот (V в. до н.э.). Египтяне верили, что после смерти возможна новая жизнь, если душа (ка) и тело могут соединиться, и потому довели до совершенства технику бальзамирования умерших. После того как в результате работы специалистов от тела оставались только кожа и кости, его вымачивали в ванне с солью, обертывали бинтами, пропитанными бальзамирующими составами, и помещали в гроб, а тот, в свою очередь, в саркофаг.

Церемония похорон фараона, его приближенных и богатых египтян была довольно необычной. Для доставки умершего по воде к месту захоронения обычно строилась похоронная барка, своеобразный катафалк. Общепринятое название барки – «солнечная барка», что подчеркивает ее связь с широко распространенным в Египте культом солнечных богов. Египтяне верили, что боги Солнца совершают ежедневный путь по небу в солнечной барке, а вечером отправляются на запад, в загробный мир, чтобы утром родиться вновь на востоке. Аналогичный путь на западный берег Нила проделывали фараоны и другие знатные египтяне. Чтобы защитить мумию, богатые люди сооружали мастабы. Недосягаемый в глубине гробницы покойный получал молитвы и приношения живых, совершавших ритуалы в молельне.

Однако не всех умерших людей хоронили в гробницах на суше. В тех регионах Египта, где широко был распространен культ крокодила, воплощавшего бога Себека с головой крокодила, похороны умерших могли иметь и совсем другой финал; это касалось в основном жреческой касты. Тело умершего жреца помещали в каюту барки, перед входом в нее размещали мясо убитых животных. Барку сталкивали в воду, и она плыла по воле ветра или течения, постепенно погружаясь в воду. Крокодилы, почуяв мясо, забирались на судно, сначала съедали мясо перед каютой, а затем и тело умершего жреца.

 



 
PR-CY.ru