Культура Древнего Египта - Страница 14

Религия и мировоззрение древних египтян определили особенности их искусства, которое было обращено скорее к мертвым, чем к живым, и произведения искусства предназначались не для любования ими – они должны были выполнить важные функции по «адаптации» души умершего в царстве Осириса и способствовать ее вечной новой жизни. Важная роль в искусстве принадлежала скульптуре. Позы заупокойных однообразны: умершие изображались стоящими или сидящими на полу или на кубообразных сиденьях, спина всегда была прямой, плечи – развернутыми; лицо с устремленным вдаль взглядом выражало полную бесстрастность. Однообразной и условной была и окраска статуй: волосы и глаза всегда были черными, одежда – белой, тела мужчин – кирпично-красными, женщин – желто-розовыми. В статуях отсутствовала какая-либо динамика, немного, по-видимому, было и портретного сходства, в то же время они отличались величественностью и торжественностью.

Всемирно известен скульптурный потрет царицы Нефертити, жены Аменохотепа IV (Эхнатона). Скульптор Тутмос смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого красивого точеного лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины.

При создании рельефов древние мастера также не выходили за рамки традиционного художественного канона: использовался прием плоскостного расположения фигуры, позы были условны и статичны. Однако позже линии становятся более гибкими. Таков рельеф из Мемфиса, изображающий плакальщиков. Известен своей масштабностью рельеф из Карнакского храма в Фивах, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами (XIII в. до н.э.). Великолепен образец росписи Древнего Египта – сцена на одном из ларцов, найденного в гробнице фараона Тутанхамона: юный фараон, восседая на колеснице, охотился на львов.

Настенные рельефы, росписи, скульптурные изображения запечатлели реальный и идеальный облик жителей Египта. И мужчины, и женщины гримировались: согласно установленной традиции, подводили глаза зеленой краской, подкрашивали брови, красной охрой красили щеки и губы. Для окраски ступней и ладоней применяли хну. Чтобы защитить тело от солнечных ожогов, ежедневно натирались специальным бальзамом. Чтобы не заводились вши и другие насекомые, волосы регулярно брили.

Костюмы мало изменились на протяжении тысячелетий: мужчины носили набедренную повязку, состоящую из льняного полотна, обернутого вокруг тела. Позже одежда становится более закрытой: повязка все более напоминает юбку, и новой частью одежды является верхний плащ. Женская одежда представляла собой узкую, плотно обтягивающую фигуру юбку, доходящую до середины икр, что не позволяло женщинам делать больших шагов. Поэтому служанки обычно носили короткие набедренные повязки наподобие мужских. Верхняя часть платья состояла из двух бретелек, которые оставляли грудь свободной. Идеалом считалась высокая стройная брюнетка, с тонкой талией, маленькой грудью, прямыми и широкими плечами и длинной шеей.

Одежду дополняли драгоценности. Ученые полагают, что именно в Египте возникли многие виды украшений из драгоценных камней – серьги, перстни, браслеты, диадемы. Многие украшения рассматривались как амулеты и должны были защитить своего хозяина от злых сил. Модными были пояса, оплечья, выполненные из бисера.

 



 
PR-CY.ru