Культура Древнего Египта - Страница 2

Основы цивилизации и государственности складывались здесь еще в эпоху неолитической революции. Археологические находки свидетельствуют о том, что в те далекие времена (более 8 000 лет назад) на месте нынешней пустыни Сахары климат был влажный, а земли – плодородные; эта лесостепная полоса напоминала африканскую саванну. В VI тысячелетии до н.э. североафриканские степи стали высыхать, в то время как долина Нила оставалась пригодной для обитания, хотя и не была тем благодатным оазисом, каким стала в историческую эпоху. Египтяне затратили огромные усилия для того, чтобы приспособить для жизни эти заболоченные места. В IV тысячелетии до н.э. здесь уже существовало несколько десятков более или менее обособленных областей – номов. В каждом таком номе складывался свой пантеон и культ богов; вокруг них формировались местные циклы мифов и специфические формы культуры. Борьба правителей отдельных номов завершилась образованием двух государств – Нижнего Египта (район нильской дельты) и Верхнего Египта (южная часть нильской долины).

Особенности политической и духовной жизни страны в разные ее периоды ярко отражают сохранившиеся портреты египетских фараонов. Например, в облике Хефрена (IV династия), представленного как земное воплощение бога Гора, отражено священное величие; доброжелательность – в облике его сына Микерина, окруженного богинями. Черты лица Сесостриса (Сенусерта) III (XII династия) несут в себе печать мирских проблем. Искусство же Амарнского периода (XVIII династия), а также следующего за ним периода Рамсесов (XIX династия), сочетающее блестящую скульптурную технику с вниманием к деталям, породили образы, поражающие эмоциональностью и хрупким изяществом.

Около 2185 г. до н.э. (после смерти фараона Пени II) в стране наступила анархия; заканчивается период Древнего царства. В Египет проникают иноземцы, начинается время политического и социального кризиса. Местные чиновники, получившие наследственное право владеть имениями, приобрели независимость от центральной власти. Восстановление единства страны правителем Фив Метухотепом I (Верхний Египет) открывает эпоху Среднего царства (2050–1786 до н.э.), для которой характерно, в частности, развитие литературы. Государство в это время опиралось на фиванское жречество бога Амона и на писцов, составлявших средний класс.

В XVII в. до н.э. на Египет напали многочисленные племена гиксосов, жителей Ближнего Востока. Они неслись на боевых колесницах, сметая все на своем пути. На египтян такое обилие лошадей (невиданных ранее животных) произвело парализующее впечатление; они не оказали должного сопротивления. Передовые отряды гиксосов, преодолев Нил, понеслись дальше на запад, в Сахару, которая в те времена еще не была песчаной пустыней. Гиксосы захватили все караванные пути и в течение столетия удерживали над ними власть. Это нашествие означало для Египта окончание эпохи Среднего царства. Гиксосы принесли в Египет свои культурные традиции и в том числе свои мифы о богах. Египтяне оказались восприимчивы к этим мифам, и с этого времени в составе пантеона египетских богов оказываются Иштар (вавилонская богиня любви), Хадад (бог дождя и ветра), Ям (бог моря) и другие божества семитских народов, а египетский Сет сливается с семитским богом-первопредком Шетом (или Сутехом).

В Нижнем Египте гиксосы основали две династии: XV династию (Великие гиксосы) – в восточной части дельты Нила, с новой столицей Аварис; и XVI династию (Малые гиксосы) – на юге дельты Нила, у города Гелиополя. В Верхнем Египте в это время продолжали править фараоны XVII династии со столицей в Фивах. Все попытки гиксосов подчинить Верхний Египет силой не увенчались успехом.

 



 
PR-CY.ru