Культура ассиро-вавилонцев - Страница 5

Когда ассирийцы завоевывали соседние страны, они, как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и устанавливать их в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением, а иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Бог Ашшур олицетворял целостность и единство ассирийского государства; царь из его рук принимал свой венец и к его ногам слагал трофеи своих побед. Его эмблематический знак вышивался на царских одеждах; он же находился на царской печати и на статуях, изображавших царя. Именно по воле этого бога ассирийцы вступали в войну и сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, покоряя другие народы в его честь и славу. Но широкому распространению его культа мешало то, что ассирийские жрецы некогда не пользовались таким могуществом, каким пользовались вавилонские жрецы.

Вавилоняне и ассирийцы очень заботились о своем внешнем виде. Их обычной одеждой была длинная разноцветная рубашка с вышивкой и пестрой бахромой. Мужчины, как и женщины, отращивали длинные волосы и завивали их. Бороды также носили длинные – за ними тщательно ухаживали, разделяли на локоны и завитые косички, в которые вплетали золотые нити. И мужчины и женщины чернили брови и румянили лицо. Позже длинную бороду имел право носить только царь; остальные бороды подстригали. Это связано с тем, что борода была символом жизненной силы в мужчине, а такой силой больше всех должен был обладать только царь. Женщины в знак смирения перед мужчиной стали прикрывать голову платком. Этот обычай сохранился на Востоке до наших дней.

Памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии, сохранившихся до наших дней, немного. Они представлены в основном настенными рельефами, скульптурными портретами, статуэтками и предметами домашнего обихода. Одним из самых ранних образцов может считаться голова богини из города Урука, выполненная из белого мрамора, она имеет правильные пропорции; в древности глаза ее были сделаны из синих драгоценных камней, волосы – из золота.

Важнейшей характеристикой ассирийского искусства было стремление показать безграничное могущество и силу царей. Вход во дворец – крепость Саргона II в Ниневии охраняли огромные фигуры человекобыков и человекольвов. Надменные человеческие лица, окаймленные длинными и тщательно закрученными бородами, и пять ног с сильными копытами увеличивали впечатление мощи и надежности фантастических стражей.

Фигуру царя на барельефах ставили в центр картины и делали ее огромной, подавляющей все прочие фигуры своими размерами. Обычным сюжетом были сцены охоты на львов, сцены расправы над пленными, унижение чужеземных послов, смиренно приносящих царю богатые дары. Все линии рисунка точны, гибки и динамичны; реалистично показаны даже мелкие детали, например, вздутые от усилий мышцы.

 



 
PR-CY.ru