Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 7

2. Религиозные основы общинно-родового и гражданского устройства греко-римского мира.

В доисторические времена, т.е. до возникновения письменности, формой организации сообщества людей выступал культ. Он всегда выражается в выполнении посвященных богу обрядов и ритуалов, которые имеют своим источником магическую составляющую мифологии (заклинания и жертвы божествам, волшебство и чародейство, основанные на принципе сопричастности), которые представляют собой не что иное, как религиозную магию. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к богу с молитвами, выражающими любовь, послушание, благодарность и другие чувства, а также просьбы и пожелания. Религиозными обрядами освящаются рождение, смерть, бракосочетание. Большое значение имеют праздники, которые связаны со знаменательными событиями и предполагают совершение соответствующих торжественных церемоний.

Обряды и ритуалы в своей совокупности и составляют религиозный культ, который представляет собой совокупность символических актов и охватывает как действия, связанные с религиозными представлениями, так и материальные объекты, задействованные при его отправлении. Способы отправления культа – это различные обряды, т.е. символические действия, воплощающие религиозные представления и направленные на сверхъестественные объекты с целью воздействия на них. К ним относятся: обряды инициации, жертвоприношения, таинства, мистерии, богослужения, посты, молитвы и праздники. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с богом. Именно религиозная символика составляет матрицу любой культуры, поскольку культура как надприродное явление представляет собой систему систем определенных символов. Эти символы рождают и развивают мысли и чувства, которые нельзя рассматривать как производные от биологической сущности человека. Они обусловлены своей внутренней логикой, которая совсем не обязательно должна быть адекватной логике рациональной. Поэтому мы можем рассматривать культуру, искусство, письменные источники не только как культовую, но и как внекультовую деятельность, которая в дальнейшем становится принадлежностью не только верующих. Разница лишь в том, что без учета религиозной символики суть культуры как внекультовой деятельности останется непонятной или заведомо упрощенной (т.е. профанной).

На ранних этапах человеческой истории разделения жизненных сфер на сакральную и профанную просто не существовало, вследствие чего государство и религия были единым и неразделимым целым, а само государство было практически растворено в универсуме религиозных систем. При этом религия в древности выступала в качестве формообразующего фактора по отношению ко всем гражданским и государственным институтам. Основные тенденции этого процесса целесообразно рассматривать на материале греко-римского мира, поскольку именно он составил первоначальную базу формирования христианских цивилизаций, к одной из которых в значительной мере относит себя и российская.

 



 
PR-CY.ru