Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 9

Кстати, понятие «литургия» в смысле службы было заимствовано у греков: так назывались всякого рода материальные повинности граждан по отношению к государству в полисах, например, оснащение военного корабля, оплата расходов по театральным постановкам и т.д. У греков были заимствованы и другие понятия юридического характера. Так, права гражданства в полисной системе проявлялись, прежде всего, в политической сфере, возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Вхождение афиняна в число граждан сопровождалось определенной церемонией, которая называлась епитимией. Наложить епитимию в христианстве означает выполнить определенные действия во искупление, дабы снова стать полноправным членом. Правда, пожизненное лишение прав за преступления против полиса называлось атимией, но термин не прижился, а вместо него используется другой – отлучение, анафема. Иначе говоря, в христианстве можно найти заимствования не только от иудейской церкви. Ведь ничто не возникает на пустом месте, и ничто не уходит бесследно.

Поскольку раннехристианские общины были достаточно демократичны, то первым христианам и в голову не могло придти, что для участия в евхаристии требуются какие-то дополнительные посвящения. И не было между ними никакого благодатного или духовного различия, поэтому вознесение евхаристической молитвы поручалось как почетная обязанность наиболее уважаемому члену общины, и только. Изначально каждый член общины был сам себе священником, а епископа выбирали, чтобы он следил за порядком. Апостол Павел, сам же учредивший практику поставления епископов, поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, третьих пастырями и учителями. Тем самым утверждался новый вид иудаизма и кастового неравенства людей – во имя порядка, принципа целесообразности. А для того, чтобы никто не смел покуситься на порядок, опровергнуть или хотя бы усомниться в нем, понадобилось объявить его священным от имени Святого Духа. Поэтому, может быть, и написал про себя апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24).

Считается, что вовсе не лично Христос, а именно апостол Павел начал поставлять на дело служения, суть которого была в своего рода разрешении что-то делать, даваемом от имени всех, а значит – от имени самого Христа. Если был у человека дар пророка, пусть он будет пророком; если был дар учителя, то пусть будет учителем церковных истин для людей, которых надо подготовить к крещению. И никакой «мистики», вполне здравый подход: люди все разные, хотя Дух Святой один, и каждый полезен больше там, где у него лучше получается. Однако при этом никакой «священный сан» апостолом Павлом не упоминается: простое и ясное дело поддержания порядка и дисциплины в небольшой церковной общине не нуждается в сверхъестественных дарованиях. Ведь именно для этого, а вовсе не для совершения евхаристии (т.е. богослужения) назначался епископ. Евхаристию мог совершить любой христианин, «лаик» (т.е. верный), и никакой епископ для этого был не нужен.

Зато он оказался нужен явившимся гораздо позже «князьям Церкви», чтобы властвовать над людьми и обосновать свою власть как незыблемую и неопровержимую. Поэтому возникает учение о посвящении, которое якобы меняет природу вступающего в Церковь, а затем и учение о втором крещении, утверждающее различие самой природы «лаиков» и «клириков». Сами «посвященные» стали считать себя «особенными» и внушать эту идею остальным членам общины. Тогда-то и возникает представление о Христе как о «пастыре добром», который возложил руки на учеников и посвятил их в апостолы, дав им власть над «стадом», чтобы «пасти», а также «вязать и решать», т.е. определять судьбы людей. Апостолы, в свою очередь, якобы «возложили руки» на своих учеников и посвятили их в епископы.

 



 
PR-CY.ru