Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 8

Бытует мнение, что первые христианские общины напоминали общинный коммунизм. Возможно, так оно и было, но лишь на первых порах, пока скорое пришествие Спасителя не вызывало сомнения. Во всяком случае, в них не было никакой иерархии. Но первоначальное воодушевление стало уступать место уверенности в долговечности мира и необходимости считаться с его требованиями. Это отрезвление умов способствовало усилению власти епископов. Смерть Анании и Сапфиры, описанная в «Деяниях апостолов» (гл. 8), говорит о том, что кончился этот «коммунизм» плачевно по причинам вполне житейским. Для вступления в общину необходимо было продать все имущество и деньги отдать на общее пользование. Анания и Сапфира решили часть денег утаить, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. Об этом стало известно апостолу Петру, и «обманщики» то ли умерли от сердечного приступа (от страха), то ли были казнены.

«Кто убил Ананию и Сапфиру?» – спрашивает Чекрыгин (здесь я в основном пересказываю содержание его книги, хотя и не совсем). Видимо, они просто испугались огромного авторитета Петра, первых апостолов, ведь на них якобы Святой Дух сошел. Эти люди были просто здравомыслящими, они понимали, что вовлечены в этот непонятный круг: ведь все же знают, что у них есть дом, земля. Остальные уже продали свое имущество и принесли деньги, сложили их к ногам апостолов, а они вот такие-сякие. Но имущество собрали, а завтра надо детей кормить. И они решили часть денег оставить себе, боялись остаться без крова и денег на старости лет. Это – нормальный подход, и ничего оскорбительного для Бога в этом не было. Но все начинало двигаться совершенно иным путем, потому что апостолы начали собирать имущество Церкви.

Эта затея с коммунизмом после сама развалилась, потому что это – утопия. То, что Церковь пошла по пути этого коммунизма, во многом предопределило ее судьбу как организации, которая очень быстро увела ее в сторону от учения Христа и очень быстро завела обратно в иудаизм. Церковь уже стала в апостольские времена потомственным, посвященным особым образом первосвященством, с иерархией, с кастовостью, которые не имеют никакого отношения к учению Христа (пусть – идеализированному). Более того, они прямо ему противоречат.

Христово Царство не от мира сего так никогда и не состоялось, не сбылось, не могло состояться. Отношения, невозможные для неотмирного царства – юридические, властные, имущественные – стали для церковной жизни определяющими, потому что мы живем не в том мире, а в этом. Во все века, будучи единым организмом, Церковь постепенно все более превращалась в мирскую организацию по мере развития юридической стороны в отношениях между отдельными своими субъектами: епархиями, монастырями и приходами. Выбор – любовь к Христу или любовь к порядку – людьми, как правило, делается в пользу порядка: так проще.

Общественная собственность христианской общины стала постепенно отчуждаться от рядовых членов общины, и понадобились распорядители, которые должны были «надзирать» за имуществом и порядком его использования. Так появились епископы, бывшие в те времена чем-то вроде нынешних церковных старост: они отвечали за богослужение, обеспечивая его проведение всем необходимым. В соответствии с этим постепенно все оказалось устроено в церковной жизни таким образом: живи, как хочется, но приходи к епископам на богослужение, на праздник причащения (т.е. евхаристию). Но этот праздник перестал быть связанным с радостью ожидания Спасителя, а превратился в исполнение необходимого и почетного долга – в службу Господу, в литургию.

 



 
PR-CY.ru