Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством

  1. Раннехристианская община: структура и управление.
  2. Мировоззренческий конфликт ранних христиан с вероисповедной политикой Римской империи.
  3. Арианство и учение апостола Павла.
  4. Становление христианской апологетики и литературы и укрепление епископата

1. Раннехристианская община: структура и управление.

Бывший протоиерей Олег Чекрыгин опубликовал на портале Credo.ru результат своих многолетних размышлений под названием «Миряне: печальнейшая повесть». Повесть получилась действительно невеселой, может быть, даже слишком пессимистичной. Но написана она была кровью сердца, человеком неравнодушным к делам церковным и мирским. Повесть Олега Чекрыгина – это взгляд человека воцерковленного, облаченного священным саном, которого, по сути, лишить нельзя. Священник «бывшим» быть не может. (Олег Чекрыгин был лишен сана за непреднамеренное убийство человека в результате ДТП.) Священство – это Божий дар, талант, его люди отнять не могут, но могут лишить работы в должности священника, что лишний раз свидетельствует о том, что Церковь – это всего лишь работодатель, социальный институт. «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои», – сказано в Евангелии от Иоанна.

Сегодня стало модным говорить о том, что религия и Церковь – разные понятия и социальные феномены, порой несоединимые, что они решают разные задачи и имеют разные социальные роли. Это верно лишь отчасти. Не всегда могут соединяться вера и Церковь, но не религия и Церковь. Вера – индивидуальна, даже интимна, исповедовать ее можно даже закрывшись в комнате. Но религия – коллективный феномен, религиозные потребности нельзя удовлетворять, прибегая к тем же методам, которые применимы для исповедания веры. «Там где двое или трое собираются во имя Мое, там и Я посреди них», – сказано в Евангелии от Матфея.

Но там, где двое-трое собираются исповедовать свою веру, неизбежно возникают разногласия, нередко уводящие от христианского идеала любви к Богу и ближнему. Поэтому его осуществление в идеале возможно только в монашестве. «Моно» означает «один», «сам по себе», безотносительно к социальным нормам, в том числе и нормам церковным. Это – выход из мира, отказ от административно-иерархической системы, уклонение от власти одних людей над другими. В этом – смысл христианского понимания спасения души, и не только христианского. В разное время и в разных странах это понималось по-разному.

Однако человек – существо социальное, и даже Божью волю в одиночестве осуществить не может. «Невозможно спастись самому, – пишет Олег Чекрыгин, – потому что непонятно, для чего это нужно. Нельзя сказать: нужно это или то, и этого будет достаточно. Как в сказке: поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Отсюда – неразрешимое противоречие, которое много раз приводило к самым различным столкновениям, и тема монашества остается до сих пор одной из самых актуальных, о чем лишний раз свидетельствует «печальнейшая повесть» Олега Чекрыгина. Его публикация является далеко не единственной, СМИ уделяют религиозным темам даже слишком много внимания.

 



 
PR-CY.ru