Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 35

В ходе работы над переводами с греческого, предназначенной всего лишь фиксировать на многие годы вперед дату празднования Пасхи, установленную в Никее, но еще не всеми признанную, особенно на Западе, Дионисий ощутил потребность уточнить год рождения Иисуса на основе тех немногих и противоречивых данных, которые сообщают Евангелия. Он пришел к выводу, будто Иисус родился 25 декабря 753 г. от основания Рима, и что тем самым 754 г. является первым годом новой эры. Так родилось понятие «до и после Рождества Христова», которые ныне обычно для нашего летоисчисления. Но в те времена оно таким не казалось. Это подтверждает тот факт, что его употребление было обычным лишь для хронистов и немногих церковных авторов. В Византии исходили из даты сотворения мира, которое третий Константинопольский, или иначе – Шестой Вселенский собор фиксировал 5509 г. до н.э. Летоисчисление от сотворения мира сохранялось и на Руси вплоть до церковных реформ Петра I.

Но летоисчисление по Дионисию лучше, чем другие соображения, иллюстрируют ориентацию эпохи Юстиниана. Оно говорит о том, что восстановление римского мира было уже невозможным. В момент крушения античных экономических и социальных структур и на основе деформированной религиозной системы пришло осознание начала новой эры.



 
PR-CY.ru