Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 33

Религиозная политика Юстиниана не отличалась строгой последовательностью, однако против остатков язычества он боролся решительно. Язычество уже было запрещено эдиктами Феодосия Великого, но фактически оно сохранялось еще во многих местностях – в Египте, Сирии, Финикии, Малой Азии, особенно в Греции. Хотя храмы были все закрыты или уничтожены, но обряды тайно исполнялись внутри домов, и правительство, во избежание больших хлопот, закрывало глаза на нарушение указов. Юстиниан не хотел терпеть таких послаблений. Он объявил существование язычества недопустимым, предписал всем креститься, упорствующих лишал всех служебных и гражданских прав и ставил их вне закона, грозя не только лишением имущества, но и смертью. Для выполнения своего предписания он применял террор в столице и в провинциях.

Обращение в христианство осуществлялось огнем и мечом. Поэтому большинство приверженцев язычества подчинилось из выгоды или страха. Полному запрещению подверглось всякое распространение старых доктрин путем преподавания. Здесь главным образом пострадал последний оплот эллинизма – афинская школа. Юстиниан уже в 529 г. предписал ее закрыть, конфисковать ее богатое имущество, изгнать профессоров и запретить преподавание философии. Уничтожение афинской школы стало наглядным пределом между веками свободного развития мысли в рамках греко-римской философии и наступлением эры византийского вероисповедного просвещения. Константинополь сделался центром новой христианской цивилизации. И хотя поверженных сторонников античной философии победители провожали злыми эпиграммами, торжествующая вера в дальнейшей разработке своего богословия не осталась чуждой великих идей эллинизма, и новая культура продолжала черпать вдохновение в традициях прошлого.

Юстиниан считал себя продолжателем великого культурного дела Рима и всегда желал стоять во главе цивилизованного государства. Это видно уже из его настойчивого стремления восстановить единство между странами. Путем этого соединения ему казалось возможным возрождение когда-то составлявшего силу Римской империи всемирного хозяйственного обмена. Юстиниан стремился к тому, чтобы создать из Константинополя огромный центр промышленности и торговли, от древних культурных государств дальней Азии до варваров европейского Запада и африканского Юга. Но искусственные мероприятия не могли поднять экономическую энергию стран. Государственные монополии, которые насаждались правительством, не давали обществу свободы в хозяйственной сфере и не могли вызвать энтузиазма в населении, подавленном опекой.

Что же касается образования, то Юстиниан относился враждебно только к философии, чувствуя в ней силу эллинизма, который он сознательно ненавидел как опору язычества. Он поддерживал науку там, где христианству удалось уже наложить на нее руку, например, в высших школах Константинополя и Александрии, где философские академии превращались в органы разработки и пропаганды признаваемых властью богословских доктрин. Оставалось только наблюдать за преподаванием и материально поддерживать распространение правоверных идей, не давая хода еретическим направлениям. Философия вырождалась в теологию, классическая риторика – в духовное красноречие. Таким образом, под сенью государства совершался переход античной науки в средневековое просвещение.

 



 
PR-CY.ru