Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 2

Среди правителей было много людей, симпатизирующих христианству. Одним из них в эту эпоху был соправитель императора Диоклетиана – Констанций Хлор, чьим внебрачным сыном был Константин I. Именно этим фактом христианская традиция объясняет появление эдикта Константина, предоставившего свободу вероисповедания христианам, вошедшим в историю под названием Миланского эдикта. Однако его появление было вызвано не столько христианским воспитанием будущего императора, сколько сложившейся в то время политической ситуацией.

Император Диоклетиан в 285 г. разделил империю со своим товарищем по оружию Максимианом, чтобы легче отбиваться от врагов. Оба носили титул Августов. В 292 г. к власти были приобщены еще два императора с титулами Цезарей – Констанций Хлор для Запада и Галерий для Востока. Таким образом, с 293 по 305 гг. Римской империей управляли четыре императора: Диоклетиан, Максимиан, Констанций и Галерий.

В 303–304 гг. Диоклетиан издал ряд эдиктов (т.е. указов), запрещающих христианам собрания, требовавших разрушения церквей и уничтожения богословских книг, а также отречения от христианства под страхом лишения гражданских прав, тюрьмы, пыток и смерти. Он требовал, чтобы ему воздавали божеские почести, у его мраморного бюста воинов приводили к присяге и т.д. Ему это нужно было потому, что христиан в армии уже было достаточно много, но они не разделяли традиционных представлений о римской доблести. Христиане, служившие в армии, не могли этого делать, поэтому Диоклетиан вошел в историю как их яростный гонитель. В реальности же он хотел религиозными реформами увековечить свое правление как справедливое, но эти реформы привели его на путь запрещения сначала манихейства, а затем и христианства. Однако при Диоклетиане оно все же свободно распространялось, не испытывая никакого давления со стороны властей. Христиане во время его правления пользовались широкими правами. Даже во дворце этого императора было много христиан.

На западе империи их положение было значительно легче, чем на Востоке, поскольку Констанций Хлор, правивший в Галлии и Британии, симпатизировал христианам. В мае 305 г., после того как Диоклетиан и Максимиан отреклись от власти, Августами сделались: на Востоке – Галерий, а на Западе – Констанций Хлор. Но Констанций умер в 306 г., и Августом был провозглашен его внебрачный сын Константин. После этого христиане пользовались на Западе полной свободой, хотя на Востоке гонения еще продолжались.

Изменение же политики Диоклетиана было связано не с его отношением к христианству вообще, а к христианам из его ближайшего окружения. Он мог бы снисходительно относиться к новой религии, если бы она не касалась его непосредственно, прежде всего, через супругу и дочь. Изменение их поведения под влиянием христианских пастырей не могло не повлиять на Диоклетиана и на его зятя – Галерия. Это необходимо подчеркнуть потому, что Миланский эдикт, по сути, являлся логическим продолжением религиозной политики Диоклетиана.

В частности, в эдиктах Диоклетиана против христиан нет прямого указания на смертную казнь, как это было в эдикте против манихеев. Не исключено, что жестокости, описанные христианскими авторами, были вызваны тем, что в результате опубликования этих эдиктов христианство оказалось без защиты государства. А это означает, что оно было под его защитой раньше и к такой же защите стремилось потом, в эпоху правления Константина.

 



 
PR-CY.ru