Тема 4. Великая схизма - Страница 10

Если же возводить историю иконописания к евангелисту Луке, то необходимо признать, что он не был евреем. Лука вряд ли рисовал изображения, чтобы им поклонялись – в лучшем случае, это могли быть иллюстрации евангельских историй, тем более что в такой форме проповеди новой веры отсутствует языковой барьер. Однако для написания икон необходимо было иметь навыки рисования, которые нельзя было приобрести в иудейской среде. Но в среде греческого мира изобразительное искусство имело вековые традиции и всячески поощрялось. Но рациональный смысл в распространении новых религиозных представлений в языческой среде при помощи икон, несомненно, был: видя изображение Спасителя, люди могли верить в силу этой иллюстрации так же, как они верили в силу слова (написанного или произнесенного). Более того, именно зрительное восприятие могло создавать ощущение новизны веры, реальности того, что проповедовалось: незримое – в зримом. А также способствовать стремлению отгородиться от Торы. Многие из гонителей-иудеев не очень хорошо знали язык Танаха, но им было очень неприятно, что Бога, которого «не видел никто и никогда», эти язычники самонадеянно изображают как своего идола. Это была кощунственная профанация самого сакрального в древней иудейской вере, и это не могло не вызвать озлобления против христиан.

Греческая философия тоже пыталась понять еврейского Мессию со своей точки зрения, так сказать «адаптировать» Его в свою культуру. Наглядный образ Христа этому в немалой степени способствовал, помогал лучше формулировать богословскую мысль христианства. Тем более что в то время были очень популярны апокрифы с яркими описаниями жизни Иисуса, его Матери, ангелов и демонов, святых и праведников, а также всевозможных чудесных историй. И если это было нужно необразованным христианам, которым трудно было усвоить отвлеченное, умозрительное постижение идеи Бога, то пусть будет так, решили проповедники.

Из первых веков христианства до нас дошло немало условных или символических изображений Христа, Богоматери, ангелов и святых, однако ясных и понятных – очень мало. Это произошло, видимо, потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями иудеям и язычникам, а также потому, что многие христиане сами были против изображений, как проявления прежних языческих представлений. Больше всего дошло до нас из числа древних символических изображений Христа – в виде доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и т.д. Самые древние из них найдены в катакомбах Рима, где первые христиане спасались от язычников и совершали богослужения. В подземных кладбищах Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря, исцеляющего «бесноватого отрока», Ионы, выброшенного на берег китом, и др. В катакомбе Марцелина и Петра находится изображение сцены поклонения волхвов богомладенцу, покоящемуся на руках у Пресвятой Девы.

Спаситель изображался не только в виде доброго пастыря, но и в виде рыбы, потому что в ее греческом наименовании, состоящем из пяти букв, заключены первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Этот символ означал крещение водой, а также питающего людей свой плотью Спасителя, т.е. это был символ крещения и причастия. И в то же время он был лишен какого бы то ни было идолопоклонства. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцинны в Риме и относится к концу I или ко II в. Нередко Иисус изображался в виде агнца; этот образ взят из Ветхого Завета. Издревле христианами почитались священные изображения Лиц Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, а также ангелов и праведников.

 



 
PR-CY.ru