Тема 4. Великая схизма - Страница 51

Кроме того, в начале XI в. внутренняя жизнь империи была ознаменована волной монашеской реакции против мирских тенденций византийской культуры. Именно это время дало одного из виднейших мистиков Византии – Симеона, которому традиция присвоила почетное наименование «Нового Богослова», приравняв тем самым к апостолу Иоанну Богослову и отцу Церкви Григорию Богослову. Симеон Новый Богослов был не только философом, но и поэтом, и его поэзия славит самоуглубление аскета, достигает предельного развития характерная византийская мистика света. В мировоззренческом, в религиозно-философском аспекте Симеон – традиционалист: он не только строго приемлет все предания монашеской мистики, но и потаенными нитями связан с древним неоплатонизмом, с позднеантичным переживанием внутреннего света духовности. Однако ему было мало дела до классических традиций, возрождаемых в это время книжной поэзией, свойственной светской культуре. Симеон вводит в поэзию простонародный размер, так называемый политический стих (именно в смысле «простонародный»).

Но время, когда творчество вне классических норм было мылимо лишь в русле церковно-монашеской литературы, как раз в эпоху Симеона подходило к концу. К X в. происходит обновление византийского фольклора, заново осваивавшего воинско-героическую тему. Предпосылкой этих сдвигов в народном творчестве было усиление военно-феодальной знати и общественного значения войны в обстановке войн с арабами и болгарами. Вырабатывается новый для Византии идеал жизнерадостного молодца-воина, преданного православной вере, но на чисто мирской лад, без тени монашеского смирения, и готового разговаривать как равный хоть с самим императором.

Воспитание будущий писатель получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. В возрасте двадцати лет он оставил двор и поступил в Студийную обитель, затем перешел в обитель св. Мамонта, был игуменом и пресвитером. Из-за конфликта с некоторыми клириками был удален из Константинополя, устроил собственную обитель, где прожил 13 лет и мирно скончался в 1032 г. На славянском и русском языках наиболее известно и почитаемо его «Добротолюбие». Сочинения Симеона Нового Богослова любили и неоднократно цитировали русские религиозные мыслители, например, Нил Сорский.

Однако вернемся к Великой схизме. После смерти Оттона III в 1002 г. папство снова стало жалким орудием в руках партий, не выдвигая ни одного выдающегося имени. Распри между маркграфом Ардуином Иврейским и графами Тускуланскими заставляли папство прибегать к старинному средству – к помощи королей. На помощь папам пришли немецкие короли Генрих II и Конрад II, но как только их войска удалились из Италии, там возобновились прежние беспорядки. Анархия дошла до того, что появилось сразу три папы – Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. А в 1024 г. папа Иоанн XIX чуть было не согласился за деньги признать за константинопольским патриархом титул «вселенского и всего Востока». Тогда римское духовенство, чтобы навести порядок, призвало на помощь в 1046 г. Генриха III. По его требованию на Сутрийском соборе папы были низложены, и на престол был возведен Климент II. Генрих III был воспитанником клюнийцев и давно мечтал о преобразовании Церкви. Его планы совпали с новым религиозным движением, оказавшим реставрации папства огромные услуги. При папе Льве IX, стороннике клюнийского движения, были запрещены симония и брак белого духовенства (1049 г.). В этих постановлениях видно уже влияние Гильдебранда, будущего папы Григория VII, который проводил свои идеи и при следующих пяти папах.

 



 
PR-CY.ru