Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 7

В полемике Иероним более силен, чем в изложении положительного учения Церкви. В его письмах много остроумия и блеска, живость интонаций, тонкость психологической нюансировки и правдивость отображения противоречивого облика эпохи и человека. В этом отношении они могут быть поставлены рядом с письмами Цицерона. Средневековье, преклоняясь перед авторитетом Иеронима как «отца Церкви», не оценило этой стороны его писательского самопроявления, но гуманисты Возрождения проявили к ней особый интерес.

В это же время получил необычайную популярность сборник философских трактатов под названием «Ареопагитики», авторство которого приписывалось Дионисию, члену афинского Ареопага (т.е. Сената), якобы обращенного в христианство самим апостолом Павлом. О нем кратко сообщается в «Деяниях апостолов» и в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: он стал первым епископом Афин, одно время проповедовал в Галлии и принял там мученическую смерть. Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности «Ареопагитик» не возникало ни на Востоке, ни на Западе. Исключительный религиозный подъем, необыкновенная глубина и острота мистических умозрений, сам язык, выразительный и страстный, поражали воображение многих поколений христиан и заставляли признавать Дионисия Ареопагита одним из величайших религиозных мыслителей прошлого. Но потом авторство Дионисия стало вызывать все больше сомнений, и в настоящее время можно считать твердо установленным фактом, что никаких сочинений настоящий Дионисий не оставил, а приписываемые ему труды являются позднейшей подделкой. Нет сомнений в том, что подлинный автор «Ареопагитик» прекрасно знал и разрабатывал идеи неоплатоников, что исключает мысль об апостольских временах. Однако о действительном создателе «Ареопагитик», о месте их составления, о целях «подлога» ничего не известно.

Величайший пиетет, которым всегда было окружено имя Ареопагита, легко понять, потому что никто из христианских философов до него не сумел так глубоко погружаться в неведомые тайны Божественного и так полно выразить Невыразимое. Сам метод его Богопознания был поразительным и дерзким. Дионисий писал: «Мы познаем Бога не из Его природы, которая непознаваема и превышает всякую мысль и разум, но из установленного Им порядка всех вещей, через отвлечение от всего и возвышение над всем». Для этого познания Дионисий предлагал два пути. Первый – через резкое и решительное противопоставление Бога миру, т.е. через отрицание в Нем всех определений, свойственных и подобающих Его творениям. Второй – через повышение всех определений, обычно прилагаемых к божественным творениям. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой. Все существующее, не теряя своеобразия, слагается в живую гармонию и сказывается, прежде всего, в иерархичности мира.

Нарушение установленной Богом иерархии, гармонии мира рождает беспорядок, который, по утверждению Дионисия, и есть зло. Следовательно, зло существует не само по себе, а лишь как нарушение. Поэтому абсолютного зла нет и не может быть, поскольку его существование было бы равносильно отсутствию гармонии, т.е. самому существованию Бога и мира.



 
PR-CY.ru