Тема 6. Церковь и государство в Европе в XIII–XVII вв. - Страница 5

Однако творцы Папской революции стремились представить себя не революцией, а реставрацией. Идеологический упор делался на традицию, однако установить традицию можно было только путем сокрытия ближайшего прошлого и возврата к прошлому более раннему. В связи с этим даже произведения отцов Церкви интерпретировались таким образом, чтобы они соответствовали политической программе партии папы, а когда отдельные части текста этому противоречили, их отвергали. В этом Папская революция имеет много общего с остальными революциями в истории Запада, когда привлекались то древний религиозный текст Библии (как в случае Реформации в Германии), то цивилизация Греции классического периода (как в случае Французской революции), то пример доисторического бесклассового общества (как в случае Русской революции). Но во всех этих случаях поворот к более раннему моменту всегда связывался с динамичной концепцией будущего.

2. Возникновение государства Нового времени.

Папская революция породила западное государство Нового времени, первым образцом которого стала сама Церковь. До этого определение государства включало в себя Церковь, которая была смежной со светским обществом и не имела понятия о суверенитете и собственном законотворчестве, которые являются фундаментом государства в Новое время. Однако после Григория VII Церковь обрела большинство отличительных черт государства в его современном понимании. Церковь объявила, что она является независимой, иерархической, публичной властью. Ее глава имел право издавать законы, и преемники Григория VII действительно породили целый поток новых законов, издаваемых либо их собственной властью, либо с помощью созываемых ими церковных Соборов. Церковь проводила свои законы через административную иерархию, толковала их и применяла через судебную иерархию, вершиной которой была папская курия в Риме. К тому же Церковь придерживалась рациональной системы юриспруденции, канонического права. Она облагала своих подданных налогом в форме десятины и других повинностей, вела записи о крещении и смерти. При этом крещение предоставляло своего рода гражданские права, которые закреплялись требованием исповедоваться в грехах и принимать святое причастие, по меньшей мере, раз в году, на Пасху. Этих прав можно было лишиться через отлучение от Церкви.

Однако нельзя отождествлять Церковь как государство того времени с государством современного типа. Государства древности, а также франкское или германское, были религиозными государствами, в которых высший светский правитель отвечал за поддержание догм религии, ее обрядов, и часто сам считался божественной или полубожественной фигурой. Упразднение религиозной функции и религиозного характера высшей политической власти и было одной из главных целей Папской революции. После нее те, кто придерживался католического учения, стали считать императоров и королей мирянами, а в силу этого людьми, не властными в духовных вопросах. Тем не менее, это не было разделением Церкви и государства в современном смысле слова по целому ряду причин.

 



 
PR-CY.ru