Тема 6. Церковь и государство в Европе в XIII–XVII вв. - Страница 3

Казалось бы, перемена, которая началась в середине XI в., но не была закончена и до начала XIII в., должна называться постепенной. То, что многие черты старого общества и не думали исчезать, вовсе не меняло того факта, что попытка их упразднения была внезапной и произвела действие шока. Например, идея об организации папским престолом крестового похода была частью программы папы Григория VII, однако понадобилось около двадцати лет, чтобы его преемник папа Урбан II организовал его. Но сам переход от Европы эпохи, предшествующей крестовым походам, к Европе эпохи крестовых походов произошел с потрясающей скоростью, если учесть, что начались новые надежды, новые страхи, новые планы и новые связи. И как только первый поход был предпринят, темп изменений ускорился. Это ускорение проявилось и в области высокой политики, поскольку папство пыталось использовать крестовые походы как средство экспорта Папской революции в мир восточного христианства. Папа объявил свое главенство над всем христианским миром, а схизма между восточной и западной Церквами приняла насильственные и завоевательные формы.

Хотя Папская революция свою главную цель выразила в лозунге «свобода Церкви», этого нельзя было достигнуть не только быстро, но и вообще никогда. Однако сама глубина этой мысли, присущее ей сочетание великой простоты с великой сложностью, гарантировала, что борьба за нее будет, с одной стороны, продолжительной, а с другой – она станет настоящим катаклизмом, когда быстрые и часто насильственные перемены будут стремительно сменять друг друга, поскольку свободу Церкви люди понимали по-разному. Для одних это означало теократическое государство, для других – отказ Церкви от всех своих феодальных земель, всего богатства и мирской власти.

Безотносительно к крестовым походам насильственный характер Папской революции выразился в целом ряде войн и восстаний. И сторона папы, и сторона императоров и королей использовали наемников и феодальные армии. А народ, особенно в городах, поднимал восстания против существующих властей, например, против правителей-епископов, которые могли быть ставленниками или сторонниками как императора, так и папы.

Стремительность Папской революции нельзя отделить от ее насильственности. Однако сила не могла принести победы ни революционной партии, ни ее оппонентам. В целом она завершилась компромиссом между новым и старым. Основная борьба разгорелась между императором Генрихом IV и папой Григорием VII. При этом если бы Генриха удалось убедить не противостоять Григорию военной силой или Григория – не призывать на защиту своих союзников-норманнов, то события потеряли бы стремительный темп. В результате отчасти стремительность перемен, отчасти их тотальность привели к тому, что существующий порядок не смог и не захотел дать им место. Григорий VII умер в ссылке, Генрих IV был низложен. Для того чтобы обе стороны пошли на компромисс, нужно было пережить гражданскую войну. Итог, в конце концов, был подведен законом.

Наконец, еще одним отличительным признаком Папской революции была ее продолжительность. Она охватила несколько поколений и носила программный характер. Папе понадобилось целое поколение, с 1050 по 1075 гг., чтобы объявить свою программу реальностью. Затем понадобилось еще 47 лет борьбы, чтобы папа смог достичь соглашения с императором по одному-единственному вопросу – праву инвеституры епископов и аббатов.

 



 
PR-CY.ru