Тема 6. Церковь и государство в Европе в XIII–XVII вв.

  1. Причины и следствия Папской революции.
  2. Возникновение государства нового времени.
  3. Возникновение систем права Нового времени.
  4. Церковь и государство в Европе в XIII–XVI вв.
  5. Церковь и государство в Европе в XVII в.

1. Причины и следствия Папской революции.

Папскую революцию в истории Запада XI–XII вв. нельзя рассматривать как реформу или медленные преобразования, т.е. как эволюцию, по следующим причинам. Во-первых, она имела тотальный характер, который проявился в том, что затронула многие факторы: политические, экономические, культурные и т.д. Политические перемены заключались не только в том, что изменились отношения папской курии с монархами Западной Европы, но изменилась стратегия геополитических отношений. Если раньше западный христианский мир находился как бы в осаде, окруженный с севера варварами, с юга – арабами, с востока – славянами и мадьярами, и главная ось Европы полегала с севера на юг, то теперь основная ось была направлена на восток. Папский престол в конце XI в. добился своего – организовал первый крестовый поход. Второй и третий состоялись в XII в., и это были первые внешние войны, явившиеся следствием Папской революции.

Но политические перемены такого размаха не могли бы состояться без сопоставимых перемен в экономике. Они заключались в новых достижениях техники и новых методах обработки земли, что способствовало быстрому росту производительности сельского хозяйства и как следствие – расширению торговли его излишками. Все это вызвало рост числа городов с увеличением их размеров. Изменения в экономике не могли не привести к изменению характера самой феодальной связи между сюзереном и вассалом: военные и другие феодальные обязательства были заменены денежными выплатами.

Духовенство в Западной Европе в XI и в XII вв. играло важную роль в производстве экономического богатства, т.к. Церковь владела от четверти до трети всех земель, епископы и аббаты были помещиками с точно такими же экономическими интересами, как и их недуховные собратья. Борьба за инвеституру была отчасти борьбой за то, чтобы вырвать из рук помещиков-мирян экономическую власть и передать ее Церкви. Однако главную роль играли все-таки не экономические интересы, и не они определяли осознание духовенством своей корпоративности или классовой принадлежности. Клирики выполняли роль производителей духовных товаров в качестве исповедников, исполнителей обрядов брака, крещения младенцев, похорон, а также проповедников и защитников не только теологии западного общества, но и его основных политических и правовых доктрин.

Культурные перемены проявились в том, что открылись первые университеты, а теология, юриспруденция и философия были подвергнуты строгой систематизации. Это было время создания схоластического метода, как его потом назвали, и зарождения научной мысли нового времени; период значительного роста грамотности среди мирян. Именно тогда начало развиваться чувство национальной культуры в большинстве стран Западной Европы.

 



 
PR-CY.ru