Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 9

Во второй половине 873 г. он прибыл в Моравию. К этому времени здесь произошли значительные перемены – Святополк рассорился с немецкими епископами и прогнал их от себя. Мефодия встретили с почетом и даже некоторым радушием. Он передал большую часть церквей в руки священников-славян, однако влияние немцев оставалось очень значительным. После смерти папы Адриана II вопрос о богослужении на славянском языке поднялся вновь. Папа Иоанн VIII в этом вопросе занял более осторожную позицию. Сначала он не возражал против литургии на славянском языке, но потом велел вести службу на латинском, а на славянском – только проповедь. В Рим продолжали поступать доносы на Мефодия, в которых его обвиняли в том, что он не только служит на славянском языке, но также извращает в своих проповедях христианское учение. В 879 г. папа вызвал его в Рим, где Мефодий сумел оправдаться во всех обвинениях против него. Более того, отношения миссионера с папой Иоанном VIII стали даже более сердечными.

После возвращения в Велеград Мефодий перепоручил миссионерскую деятельность своим ученикам, сосредоточив все силы на переводе Ветхого Завета. Это сложное дело было осуществлено им и двумя его помощниками в очень короткий срок. Одновременно на славянский язык были переведены «Патерик» Иоанна Мосха и «Номоканон» – сборник церковных правил, о достоинствах которых с большой похвалой отзываются даже современные историки: перевод точен, близок к оригиналу и обладает несомненными литературными достоинствами. Умер Мефодий в апреле 885 г. и был похоронен в соборной церкви в Велеграде. Оба брата канонизированы не только православной, но и католической Церквами. Такова легенда, составленная христианской историографией.

3. Миф о княгине Ольге.

«В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам. Ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян…»

Очень красивая легенда, о которой рассказывает «Повесть временных лет». Кто не знает этих строк, кто не знает самой повести? В наше динамичное время далеко не каждый найдет свободную минуту, чтобы перечитать эти чудесные легенды из древнего летописного свода, положившего начало книжной культуре русского народа, а также других народов, населявших просторы Восточной Европы. Когда читаешь эту сказку, то создается впечатление, что в те времена жизнь была красивой и размеренной, природа – щедрой и богатой, а люди – умными и сильными, достойными почестей и славы. И рисует воображение князей киевских и царей византийских, воинов храбрых и ладьи расписные. Но не могут наши сердца, глаза и уши довольствоваться этим, а хотят еще знать, так ли было все это на самом деле. И сходятся войска знатоков для схватки у этого памятника старины, и ломают копья, потому что каждый отстаивает свое право на истину. Но истина прячется во мгле веков, и лишь смутные тени прошлого будят фантазию и порождают все новые и новые версии.

Правда любит стыдливо прятаться в одежды вымыслов, чтобы быть привлекательной. И что с того, если летописца Нестора, автора «Повести», не было вообще, а летописный свод создавался гораздо позднее?

 



 
PR-CY.ru