Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 5

На помощь папам пришли немецкие короли Генрих II и Конрад II, но как только их войска удалились из Италии, там возобновились прежние беспорядки. Анархия дошла до того, что появилось сразу три папы – Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. Тогда римское духовенство, чтобы навести порядок, в 1046 г. призвало на помощь немецкого короля Генриха III. По его требованию на Сутрийском соборе папы были низложены, и на престол был возведен Климент II. Генрих III был воспитанником клюнийцев и давно мечтал о преобразовании Церкви. Его планы совпали с новым религиозным движением, оказавшим реставрации папства огромные услуги.

При папе Льве IX (1049–1054 гг.) и патриархе Михаиле Кируларии (1043–1054 гг.) совершился окончательный разрыв Церквей. Далеко не последнюю роль в этом споре сыграла христианизация Балканских стран и, прежде всего, – Болгарии. Папа Лев IX тщетно требовал возвращения римской кафедре всех земель, перечисленных в так называемом Константинопольском даре и находившихся во власти императора, а Михаил Кируларий поручил епископу Охридскому (т.е. болгарскому) Льву составить послание с перечислением и осуждением латинских новшеств и послать его епископу Иоанну Транийскому. К упрекам, сделанным в свое время Фотием, здесь были прибавлены новые, особенно против обычая употреблять для евхаристии опресноки. Послание было показано кардиналу Гумберту, который перевел его на латынь и показал папе, а тот отослал письмо патриарху, требуя объяснений, «как осмелились произносить приговор над кафедрой, которую не позволено судить никому из смертных». Император и патриарх вначале отвечали в примирительном тоне, но в мае 1054 г. в Константинополь прибыли папские легаты, и спор закончился окончательным разрывом восточной и западной Церквей.

Византия к этому времени дряхлела. Сокрушительные набеги арабов сократили ее владения на юге, на западе империю теснили королевства Франции, Германии и Италии, а также Болгария, на севере – Русь. Все это не могло не сказаться на внутриполитической ситуации.

2. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия.

Русская православная историография одной из важнейших предпосылок христианизации Руси считает просветительскую деятельность византийских монахов Кирилла и Мефодия, канонизированных православной Церковью. Основные сведения о Мефодии есть в святоотеческой литературе, прежде всего в книге «Житие Мефодия». Автор пишет, что родился он около 815 г. в Солуни (Фессалоники), в семье доброй и почтенной. По мнению же историков, его отец был друнгарием (т.е. помощником стратега, или сотника). В семье было семеро детей, и самым младшим из них был будущий сподвижник Мефодия, прославившийся под именем Константина (после принятия схимы прозванный Кириллом). Считается, что он был на десять лет моложе брата.

Согласно «Житию», Мефодий продолжил семейную традицию и поступил на военную службу, был на виду у императора, поскольку он «был крепок телом», «в военных делах был страшен, подобно библейским героям». Император «всегда держал его при себе» (видимо, в составе личной охраны, телохранителем). За два года Мефодий выслужился до архонта (т.е. воеводы) Славинии – небольшого славянского княжества, находившегося тогда под властью греков. Должность эту он исполнял в течение десяти лет, благодаря чему имел возможность хорошо выучить славянский язык и славянские обычаи.

 



 
PR-CY.ru