Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 2

С конца IX и до начала XI вв. Византия вела войну с Болгарией. Болгарский хан (или князь) Борис вынужден был принять греческое христианское крещение, получив при этом имя Михаил. Борис-Михаил ушел в монастырь, а на трон посадил сына Симеона. При новом царе началась борьба Болгарии и Византии за гегемонию на Балканах. Симеон подчинил все соседствующие с ним византийские земли и объявил себя царем болгар и греков. Он короновался короной, присланной из Рима, но католичества не принял, а провозгласил независимую от Византии патриархию и, как император, стал сам назначать патриархов. Честолюбивый и прекрасно образованный царь Симеон стремился создать славяно-греческую империю во главе с болгарской династией и столицей в Константинополе. Кстати, начало болгарскому народу положила часть булгар, живших в степях Северного Кавказа. После поражения от тюрков и хазар в VI в. одна часть булгар ушла вслед за ханом Аспарухом за Дунай; другая бежала на среднюю Волгу. Поэтому считать болгар народом славянского происхождения нет оснований. Скорее, это народ славяно-тюркского происхождения.

Симеон ввел церковное служение на славянском языке, который стал государственным языком. В отличие от Византии он утвердил принцип наследственности престола – от отца к сыну или от брата к брату. Симеон добился династического брака сына Петра и внучки византийского императора Романа I Лакапина, фактически узурпировавшего власть при Константине VII Багрянородном.

Независимое патриаршество просуществовало в Болгарии почти полвека и было уничтожено императором Иоанном Цимисхием в 70-х гг. X в., когда тот вторгся в Болгарию для войны со Святославом. Однако при сменившем Симеона Петре (927–970 гг.) болгарское государство ослабевает и распадается на две части: Восточную территорию и Западно-Болгарское государство, ставшее преемником Первого Болгарского царства. Сам Петр вскоре заболел и в 969 г. ушел в монастырь, где и скончался через год. Ослабевшая Болгария становится ареной русско-византийских войн. Одна часть знати поддерживала Византию, другая – Святослава. Иоанн Цимисхий, заняв Болгарию после Святослава, не возвратил ее сыну Петра – царю Борису II, а пленил его вместе с младшим братом Романом и доставил их в Константинополь. Там Бориса заставили отречься от власти и дали титул магистра, а Романа оскопили (оскопленный наследник, согласно правилам, не мог стать царем). А патриарх Болгарии Дамиан был низведен.

Но в 969 г. на западе погибавшего царства поднялось восстание под руководством четырех сыновей македонского князя Николая Шишмана – Давида, Моисея, Аарона и Самуила. В западной части образовалась независимая македонская держава под старшинством Давида. Они искали помощи у германского императора Оттона I против Цимисхия, но не получили ее и, потерпев поражение, вынуждены были в 973 г. войти провинцией в состав Византийской империи.

Однако Шишманы не сделали того, что могли и должны были сделать. Именно к ним обращался князь Святослав, предлагая объединить силы, чтобы громить Цимисхия за Родопами, на территории Византии. Они не пришли на помощь Святославу, не ударили Цимисхию в спину, а просто выжидали, кто возьмет верх: Цимисхий или Святослав. Даже когда Святослав победил, они не пошли к нему, а ждали, что русские оставят их столицу, чтобы забрать тогда всю Болгарию. Но было поздно. Вся Восточная Болгария была занята византийцами, поскольку Цимисхий, хоть и обещал Святославу при заключении с ним мира в Доростоле освободить Восточную Болгарию, слова не сдержал, да и не собирался это делать.

 



 
PR-CY.ru