Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 9

Таким образом, Церковь в Древней Руси при поддержке князей получила статус публичного государственно-правового института с широкими полномочиями, который не вторгался в область непосредственных государственных интересов, а выполнял важную дополняющую функцию по отношению к светскому княжескому судопроизводству.

Очень важным для истории русского правосознания явилось само понимание закона, привнесенное на Русь с принятием христианства. Закон древнерусская церковная мысль рассматривала в двух аспектах – онтологическом и юридическом. В первую очередь он мыслился как божественное веление, сформулированное носителями пророческого дара, и лишь затем – как властное предписание, нормативно регулирующее определенные общественные отношения. Провозглашенное в древнерусской церковной письменности созвучие небесной и земной властей («Христос цесарем зовется») приводило к тому, что вполне естественным для князя было не только привести свой народ ко Христу, но и дать ему законы, укорененные в христианской вере.

Целостная концепция двух степеней человеческого совершенствования представлена митрополитом Иларионом в упоминавшемся «Слове о законе и благодати». Он писал, что жизнь людей по богоустановленным законам представляется более высокой ступенью развития, следующей за эпохой досоциального существования, чреватой взаимоистреблением. Но и сам этот этап Иларион считал временным и предварительным. Подчинение людей закону (т.е. внешним предписаниям) еще не делало их свободными, поскольку свобода предполагала, прежде всего, ответственность человека за свои поступки. Это в свою очередь привносилось благодатью – следствием внутреннего совершенствования личности, поступающей в соответствии с добровольно принятой христианской истиной, под которой понимался абсолютный идеал совершенства, охватывающий всю совокупность гносеологических и нравственных аспектов.

В соответствии с богословской моделью закон признавался исторически необходимым, но им обеспечивалось лишь оправдание, т.е. существование народа как определенной этноисторической общности вне его перспективного целеполагания. Последнее рассматривалось как условие преодоления ограниченности и несовершенства окружающего бытия и достижения спасения, получаемого через благодать. Вместе с тем закон выступал неотъемлемой стороной благодати, поскольку спасение без самоутверждения беспредметно. Тем самым антиномия закона и благодати по существу снималась, поскольку благодать не противоречила закону, а утверждалась благодаря ему, воплощаясь в понятии правды – правого (т.е. справедливого) суда. Отсюда и наименование древнерусского правового кодекса – «Русская Правда». Таким образом, правда представляла собой реализацию божественной воли ее земным носителем. Так, «правда» в понимании Илариона становится не только особым юридическим термином, но и ключевым понятием русского правосознания, стремящегося к преодолению формального законничества. Это понимание социальной справедливости ясно выражается в формуле: «Не в силе Бог, а в правде».

 



 
PR-CY.ru