Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 5

Большое значение приобрели архиерейские дома – административно-хозяйственные учреждения при епископских кафедрах с обширным административным штатом, которые в XII–XIII вв. уже представляли собой подобие двора удельного князя.

Однако церковная организация на Руси, учрежденная княжеской властью, первоначально могла существовать лишь благодаря материальной поддержке князя. Это обстоятельство предопределило основные способы и формы обеспечения Церкви. Наиболее ранней из них явилась церковная десятина в пользу соборных храмов и епископата, установленная Владимиром Святославичем. Институт церковной десятины исторически восходит к библейской ветхозаветной традиции. Однако в римском и византийском праве десятина как форма материального обеспечения официального религиозного культа отсутствовала. В Византийской империи существовал лишь специальный церковный налог – каноникон, который был существенно меньше десятины. В Западной Европе десятина в пользу Церкви была введена в империи Каролингов VIII–IX вв., где ее выплачивали все лично свободные дворовладельцы.

Как библейский образец, так и европейский опыт церковного обложения десятиной были уже известны на Руси во времена правления князя Владимира. Однако древнерусская церковная десятина существенно отличалась от своих зарубежных аналогов тем, что она была принята не в частной, а в централизованной форме, т.е. уплачивалась князем из своих доходов от имени всего населения. Институт десятины сохранялся в течение всего домонгольского периода. Однако в XII–XIII вв. он претерпел целый ряд изменений вследствие перемен в политической и социально-экономической жизни страны.

Не вдаваясь в подробности, можно только сказать, что происходит ограничение состава десятины, что объясняется появлением новых источников дохода епископских кафедр. В их числе можно назвать погородие – особую подать, собираемую епископом во время ежегодного объезда городов своей епархии. Но «погородие» не заменяло собой десятину, а использовалось наряду с ней. Его появление свидетельствовало об укреплении положения епископских кафедр, поскольку епископ теперь сам собирал церковную подать, не прибегая к помощи княжеской власти. «Погородие» состояло из двух частей: обязательных платежей («урока») и добровольного подношения («почестья»).

Наиболее значительные изменения в материальном положении церковной иерархии были связаны с формированием собственных земельных владений епископских кафедр, которые вскоре становятся основным источником их обеспечения. Процесс приобретения земельной собственности Церковью можно проследить на материале уставных и жалованных грамот удельных князей. В них упоминается о передаче епископам сел с живущими на них изгоями (т.е. людьми, по разным причинам утративших связь со своими сословиями) и принадлежащими им сельскохозяйственными угодьями, а также ненаселенных земель из княжеской вотчины с озерами и покосами. В грамотах упоминается и отнесение в ведение епископа отдельных хозяйственных единиц, представляющих особую ценность для князя: дворов огородника и охотника, которые были основными поставщиками к княжескому столу.

 



 
PR-CY.ru