Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 2

Дело дошло до того, что в 1145 г. митрополит Михаил II (1130–1145 гг.) покинул свой пост и возвратился в Константинополь. Там медлили с назначением нового митрополита из-за нескончаемой на Руси борьбы за власть. Тогда князь Изяслав II Мстиславович созвал в 1147 г. в Киеве Собор епископов, где избрали второго русского митрополита Климента (1147–1155 гг.). Но в 1149 г. Юрий Долгорукий согнал с престола Изяслава II, своего племянника. Вместе с ним удалился и Климент, законность которого Юрий не признавал. В течение 1150 г. Изяслав II дважды выгонял Юрия и столько же раз Климент возвращался на кафедру. Наконец, в 1155 г. князь Изяслав II умер; Юрий занял престол в Киеве и заменил митрополита на присланного из Византии Константина I (1156–1159 гг.). Начались перестановки епископов в других епархиях.

Таким образом, борьба за киевский престол переносилась и на церковную кафедру. А греков в те времена на Руси не любили. В представлении русских грек – хитрец, обманщик и трус. Это же переносилось и на церковных иерархов. Но Русь еще не могла отделиться от Византии, да и Византия не очень-то хотела утрачивать свое влияние на такое государство, хотя бы и по церковной линии. Так, в 1162 г. князь Андрей Боголюбский, желая возвысить свою столицу, просил патриарха Константинопольского Луку Хризоверга учредить во Владимире митрополию. Но патриарх отказал, понимая что в таком удалении от Византии управлять новой митрополией греки наверняка не смогут.

К католичеству и другим вероисповеданиям русские люди, уже испытавшие влияние православного учения, относились с предубеждением, хотя терпимо относились к людям другой веры, помогали им, когда те испытывали голод или болезнь. Так, в Киеве на отдельных улицах жили иудеи, во Владимире и Ростове – болгары-мусульмане и т.д. Им было позволено свободно отправлять религиозные обряды.

В то же время в своих политических интересах русские князья иногда обращались за помощью к католическим королям и даже к папе римскому. Так поступил и князь Изяслав (1054–1077 гг.). В 1068 г. половцы во главе с ханом Шурканом разбили Ярославичей, и великий князь Изяслав бежал в Киев. Но киевляне, видя неспособность Ярославичей защитить их от половцев, изгнали их и посадили на престол Всеслава Полоцкого. Изяслав обратился за помощью к польскому кролю Болеславу II. Тот согласился помочь родственнику и двинулся на Киев. Всеслав, устрашившись польского войска, бежал в Полоцк. Восстановив свою власть через семь месяцев, Изяслав казнил многих киевлян и взял Полоцк. Но младшие братья-Ярославичи, заподозрив Изяслава в сговоре с Всеславом Полоцким, в 1073 г. вновь изгнали его из Киева. Изяслав, захватив казну, опять бежал к Болеславу, но тот не хотел рисковать и посоветовал ему обратиться к германскому королю Генриху IV (1059–1106 гг.). Генрих IV пытался помочь ему дипломатическим путем, направив в Киев своих представителей. Однако средний брат Изяслава, Святослав, бывший в то время великим киевским князем, щедро их одарил и передал дорогие подарки Генриху IV. Император, не имея намерений воевать с Русью, утешил изгнанника бесполезным сожалением. Тогда Изяслав принял решение обратиться за помощью к врагу Генриха IV – папе римскому Григорию VII. Это было значимое событие, поскольку после Великой схизмы в 1054 г. православный государь впервые обращался к католикам. При этом Изяслав обещал признать не только духовную, но и светскую власть папы над Русью.

 



 
PR-CY.ru