ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 10

Таким образом, Авраам умирает, не оставив завещания. На иудейское происхождение «Завещания Авраама» указывает зависимость библейских цитат и аллюзий в тексте от Месопотамского Талмуда Библии. Нигде в тексте не говорится о Воскресении Христовом или о Его Сошествии во ад (при этом проводится мысль о том, что страдания в этом мире искупают страдания в загробном мире, а также говорится о том, что Бог не торопится наказать грешников в надежде, что они раскаются). Однако в отличие от других иудейских сочинений, по мнению исследователей, в «Завещании Авраама» отсутствует осуждение языческих народов, а о еврейском народе вовсе не говорится. Завет и родство с Авраамом в этом памятнике не играют никакой роли для спасения. Ничего не говорится о законе Моисеевом. В ряде мест прослеживаются лексические совпадения с Новым Заветом. Памятник был известен христианам уже в IV–V вв. (говорится об апокрифах трёх патриархов, т.е. Авраама, Исаака и Иакова; некое Житие Авраама упоминается в «Лавсаике»; как полагают исследователи, под названием «Авраам» апокриф фигурирует в Синопсисе Псевдо-Афанасия). Из текста коптского «Завещания» Исаака и Иакова исследователи сделали вывод, что он написан с учётом «Завещания Авраама». Отсутствие каких бы то ни было исторических аллюзий не позволяет им точно определить контекст, в котором возникло данное сочинение. «Завещания» Исаака и Иакова сохранились в арабской, коптской саидской (только «Завещание Исаака») и бохаирской и эфиопской версиях. Оба текста составлены на память трёх патриархов (4 сентября) и являются продолжением «Завещания Авраама». «Завещание Исаака» начинается с краткой гомилии на тему скоротечности земной жизни и вечной славы, обещанной верным. Далее говорится о том, как Бог посылает к Исааку архангела Михаила возвестить о близящейся смерти. Исаак готов, но волнуется об Иакове. Ангел утешает Исаака и удаляется. Тогда Исаак открывает случившееся Иакову, чем повергает его в смятение. Чтобы укрепить его в вере, Исаак напоминает о праотцах и о будущем рождении от Девы Иисуса Мессии, Сына Божия. Далее повествуется об аскетизме Исаака, который всё время постился и молился днём и ночью. Исааку снова является ангел и забирает его с собой, чтобы показать ад и небеса. Наконец, Исаак в сопровождении ангелов и святых возвращается домой к Иакову. Только тогда Бог забирает его чистую душу на небеса на колеснице под пение херувимов.

 



 
PR-CY.ru