ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 2

Сохранившиеся полные апокрифические завещания, составленные в иудейской среде («Завещание Моисея» и «Завещание Иова»), представляют уже некоторое развитие жанра (по мнению исследователей, в результате бытования текста в христианской среде). К жанру апокрифических завещаний ошибочно (по сути, только из-за заглавия) исследователи относят «Завещание Авраама», также имеющее иудейское происхождение (основные элементы жанра завещания в нём отсутствуют). К поздним примерам развития жанра в рамках иудейской традиции исследователи относят вторую книгу Еноха (в данном случае от жанра завещания остались лишь отдельные элементы – обращение к детям при приближении смерти с наставлениями, которые рассеяны по всему тексту: 2 Енох. 2 и след., 55 и след., и др.). Христианская традиция восприняла жанр завещания на очень раннем этапе (к нему близки повествование Ин. 13–17 с последующим рассказом о крестной смерти и погребении Иисуса Христа; прощальная беседа апостола Павла в Деян. 20:17–38; по содержанию весьма близок к завещанию 1 Тим. 4:1–16). Самым характерным примером является апокриф «Завещания двенадцати патриархов», который, хотя и основан на иудейских преданиях и письменных текстах, в ныне известном виде представляет собой христианское произведение. На основе иудейских преданий в христианской среде были составлены «Завещание Адама», «Завещание Соломона» и «Завещание Езекии» (вошло в состав компиляции наряду с «Вознесением Исаии» и «Мученичеством Исаии»). «Завещание Авраама» было дополнено «Завещанием Исаака» и «Завещанием Иакова» (его исследователи отличают от армянского «Завещания Иакова»). Наконец, известны уже христианские произведения, использующие отдельные элементы жанра завещания: «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», «Завещание двенадцати апостолов» (единственная сирийская рукопись – текст монофизитского происхождения, составленный после 692 г., в котором исторические события IV–VII вв. представлены под видом трёх апокалиптических речей апостолов), «Завещание сорока мучеников» (IV в.). «Завещание Каафа, сына Левия» датируется около 100 г. до н.э. По мнению исследователей, текст переведён с еврейского языка, поскольку содержит множество гебраизмов. Время появления оригинала исследователям установить сложно. По их мнению, самое позднее текст мог быть составлен в первой половине II в. до н.э. Исследователи полагают, что он был записан до сформирования кумранской общины. Хотя имя патриарха в отрывке не упоминается, исследователи его легко идентифицируют, поскольку он называет Левия своим отцом, а Амрама – своим сыном.

 



 
PR-CY.ru