ЗОРОВАВЕЛЬ - Страница 4

Имя Зоровавеля упоминается несколько раз только в четвёртой главе Книги (Зах. 4:6, 7, 9, 10). На основании этого упоминания (где сказано о том, что Зоровавель восстановит храм) исследователи отождествляют в ближайшем историческом контексте со словом «отрасль» из Зах. 3:8, а также с Зах. 6:12–13, где говорится, что некий муж с именем «отрасль» восстановит храм Господа. В целом Захария указывает на Зоровавеля как на особого Божия избранника, говоря при этом о собирании всего Израиля, о его освящении и славе и даже об обращении к Богу язычников через посредство евреев. В книгах малых пророков (Агг. 2:23; Зах. 3:8) Господь называет Зоровавеля Своим «слугой». Это наименование также является характерным мессианским термином «слуга Господень», встречающимся в Книге пророка Исаии (см. так называемые песни Слуги Господня: Ис. 42:1–7; 49:1–6; 50:4–11; 52:13–53:12). Дальнейшая судьба Зоровавеля исследователям неизвестна. После описания события восстановления Иерусалимского храма Зоровавель больше не упоминается в канонических книгах Ветхого Завета. Недоумение толкователей вызывало отсутствие упоминания Зоровавеля при описании событий, где ему должна принадлежать главная роль: завершения постройки храма и его освящения. Э. Зеллин и некоторые другие исследователи предполагали, что Зоровавель впал в немилость персидских властей из-за мессианской популярности в народе и, может быть, был даже арестован, депортирован в Персию и казнён. Согласно другим реконструкциям, усматривающим в Книге Захарии противопоставление деятельности Зоровавеля деятельности Иисуса, между ними возник конфликт на почве разделения полномочий, в котором победили представители священнического сословия, получавшие постоянную поддержку со стороны персидских властей. Однако эти теории, по мнению других исследователей, не имеют надёжного подтверждения: отсутствие упоминания той или иной личности после определённого момента времени не означает прекращения её служения или её смерть. Исследователи полагают, что Зоровавель не упоминается библейскими авторами после восстановления храма потому, что в этом не было необходимости в связи с их литературными целями. В неканонической второй Книге Ездры передаётся легенда о том, как три телохранителя царя Дария затеяли спор, что сильнее всего на свете, и выигравшим его оказался Зоровавель (2 Езд. 4:13). Он попросил у царя в качестве награды вернуть еврейский народ в Иерусалим и восстановить храм (2 Езд. 4:42–46). В раввинистической традиции высказывалось мнение о тождественности Зоровавеля и Неемии. В христианской экзегетической литературе тот факт, что не все мессианские обетования исполнились на Зоровавеле, позволил увидеть в них не слабость библейского профетизма, а так называемые пророчества двойного исполнения (т.е. пророчества, имеющие ближайший исторический и отдалённый типологический мессианский смысл) и рассматривать личности Зоровавеля и первосвященника Иисуса как прообразы грядущего Мессии – Иисуса Христа. Сам Иисус Христос именуется «новым Зоровавелем». Иоанн Златоуст, предлагая толкование слов из Мих. 5:2, обращённых в Новом Завете к Спасителю, полемизирует с иудейскими комментаторами, относящими их к Зоровавелю. В таком понимании ко Христу Спасителю может быть отнесено не только символическое видение Зах. 6:11–13, но и текст Зах. 3:8. Ефрем Сирин также видит в пророчествах Ветхого Завета, обращённых к Зоровавелю, таинственное указание на Спасителя, именуя Зоровавеля образом Христовым. Для Максима Исповедника Зоровавель является истинным и новым образом Иисуса Христа.



 
PR-CY.ru