ЗОРОВАВЕЛЬ - Страница 3

Вскоре после возвращения в Иерусалим при его участии (537 г. до н.э.) начали совершаться регулярные богослужения (1 Езд. 2:3–6). В 536 г. под руководством Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, были призваны священники и левиты для восстановления храма (1 Езд. 3:8). От живших на территории Палестины самарян Зоровавелю последовало предложение принять участие в строительных работах (1 Езд. 4:2), однако оно было отвергнуто, чтобы исключить привнесение языческих обычаев в иерусалимскую общину (1 Езд. 4:3). И хотя значительная часть главы 4 1 Езд. (6–23) посвящена описанию противодействия самарян евреям: во времена Ксеркса I (Ахашвероша; около 486–465 гг. до н.э.) и Артаксеркса I (около 465 – 424 гг. до н.э.), т.е. после восстановления храма, – из текста исследователи делают вывод, что восстановление храма было приостановлено в последние годы правления Кира и во время правления его сына Камбиса II (около 530 – 522 гг. до н.э.). Чтобы ободрить еврейский народ, в поддержку Зоровавеля выступили пророки Аггей и Захария (1 Езд. 5:1). Воцарение Дария I (522–486 гг. до н.э.) произошло на фоне всеобщего восстания по всей империи. Областеначальник (наместник Трансевфратии, включавшей в себя Сирию-Палестину) Фафнай, видя, что иудеи не торопятся выразить лояльность к новой власти, послал донос в правительство, подвергающий сомнению законность строительства храма (1 Езд. 5:6–17); в ответ царь официально подтвердил решение о государственном финансировании реконструкции храма и об обеспечении храмового богослужения (1 Езд. 6:1–13). Это позволило возобновить строительство во второй год правления Дария I, т.е. в 520 г. до н.э., и закончить его в шестой год Дария, т.е. в 516 г. до н.э. (1 Езд. 6:15). Восстановленный после возвращения из плена храм часто в исследованиях называется «храм Зоровавеля», чтобы отличить его от реконструкции здания храма при Хасмонеях и Ироде Великом. Активная деятельность Зоровавеля не только посеяла надежды среди еврейского народа на восстановление государственности и независимости Иудеи, но и дала основания библейским пророкам видеть в нём особую личность с мессианскими чертами. При этом он являлся политическим лидером, тогда как первосвященник Иисус был духовным вождём народа. Пророк Аггей в 520 г. до н.э. указывает на то, что Зоровавель «избран» Господом и во время грядущих политических потрясений он будет оберегаем Им, как оберегают драгоценную «печать» (Агг. 2:21–23). Тем самым Господь изменил смысл этой символики, известной по пророчеству Иеремии (Иер. 22:24), отменяя Свои угрозы. Для Зоровавеля и его современников пророчество Аггея стало знаком особого покровительства Божия династии царя Давида и еврейскому народу. Более чётко мессианские чаяния проявляются в речах пророка Захарии. Следуя традиции пророка Иеремии (Иер. 23:5; 33:15), у которого термин, означающий «отрасль, побег, росток» указывает на выдающегося израильского царя, который должен прийти к власти после падения иудейского государства и периода плена, Захария дважды использует это слово в отношении Зоровавеля (Зах. 3:8; 6:12–13), хотя и не произносит явно имени последнего.

 



 
PR-CY.ru