ЗОРОВАВЕЛЬ

ЗОРОВАВЕЛЬ (VI в. до н.э.) – предводитель первой группы евреев, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим после указа персидского царя Кира в 538 г. до н.э. (1 Езд. 2:2=Неем. 7:7; Неем. 12:1). Зоровавель, происходивший из царского рода Давида, традиционно считался сыном Салафиила (1 Езд. 3:2; 5:2; Неем. 12:1; Агг. 1:1; 2:2; ср.: Лк. 3:27), но в генеалогических списках он именуется сыном Федаии, родного брата Салафиила, и внуком пленённого вавилонянами иудейского царя Иехонии (1 Пар 3:17–19). Исследователи полагают, что это связано с тем, что Салафиил умер бездетным и по закону левирата (Втор. 25:5–10) его брат Федаия женился на вдове, а первый сын от такого брака приписывался умершему брату. В Новом Завете Зоровавель упомянут в родословии Иисуса Христа и назван сыном Салафиила (Мф. 1:12, 13; Лк. 3:27). Его имя происходит от аккад. «отпрыск / потомок» (букв. – семя) Вавилона. Рождённый в Вавилоне Зоровавель, подобно другим вождям еврейского народа этого периода – Мардохею, Билшану (1 Езд. 2:2=Неем. 7:7), носил вавилонское имя, вероятно, будучи приближённым к вавилонскому двору (ср.: Дан. 1:3 сл.). Совместная деятельность Зоровавеля с первосвященником Иисусом, сыном Иоседековым, способствовала восстановлению жертвенника Господу (1 Езд. 3:2–4), а затем воссозданию Иерусалимского храма (1 Езд. 3:8–13). Для исследователей существует проблема взаимного соотношения Зоровавеля и персидского правителя Иудеи Шешбацара. С одной стороны, свидетельства Первой книги Ездры о Шешбацаре позволяют им сделать вывод, что он был особым полномочным сановником: ему были переданы царём Киром сосуды (1 Езд. 1:7–8), он являлся руководителем каравана возвращенцев (1 Езд. 1:11), затем был назначен областеначальником Иудеи (1 Езд. 5:14) и заложил основание Иерусалимского храма (1 Езд. 5:16). С другой стороны, в Книгах пророка Неемии, Аггея и Захарии, а также в некоторых местах Книги Ездры говорится о Зоровавеле как о начальнике каравана (1 Езд. 2:1–2; Неем. 7:7) и царском областеначальнике (Агг. 1:1–4). Зоровавель был главным участником закладки храма (1 Езд. 3:8), а также назван основателем дома Господня (Зах. 4:6–9). Самаряне, пожелавшие принять участие в восстановлении храма, обращаются с просьбой не к Шешбацару, а к Зоровавелю (1 Езд. 4:2). После небольшого перерыва работами по восстановлению храма руководят Зоровавель и Иисус Иоседеков (1 Езд. 5:2; Агг. 1:14). Исследователи предложили два решения этой проблемы: либо рассмотреть Зоровавеля и Шешбацара как разные исторические личности, либо отождествить их. К первому решению пришли многие библеисты XIX (например, Б. Штаде, А. Розенцвейг и др.) и XX вв. Исследователи предполагают, что Шешбацар был персидским чиновником, в задачу которого входили доставка возвращаемой храмовой утвари и контроль над расходованием выделенных на восстановление храма средств из персидской казны. Если Шешбацар являлся персидским областеначальником, а Зоровавель – главой иудейской общины, то, по мнению исследователей, можно объяснить, почему в тексте 1 Езд. 5 оба лица упоминаются без указания на тождество, а в 1 Езд. 2:2 и Неем. 7:7 Зоровавель – лишь наряду с другими 12 лицами в списке вернувшихся. Отсутствие имени Шешбацар в числе возвратившихся из плена исследователи обычно объясняли тем, что он прибыл в Иерусалим с вооружённым отрядом раньше евреев.

 



 
PR-CY.ru