Словарь по иудаизму З ЗАКОН - Страница 2

ЗАКОН - Страница 2

Божественный закон – это способ Бога не позволить человеку использовать свой разум для оправдания самых неприглядных поступков. В еврейском своде законов встречаются и абсолютно бессмысленные запреты. Например: почему нельзя есть свинину? Почему коэнам (т.е. иудейским священникам, прямым потомкам Аарона) нельзя прикасаться к покойникам? Они кажутся бессмысленными, потому что не имеют логического обоснования. Такие законы получили название шуким. Возникают вполне естественные вопросы: почему Богу важно, чтобы люди исполняли Его законы? Какое могут иметь значение поступки людей для того, кто совершенен и всемогущ? Мудрецы на них дают такой ответ: то, что люди делают для Бога, они делают для себя. Бог хочет, чтобы люди поступали правильно именно потому, что Он любит людей. Именно поэтому в центре иудейского закона стоит не Бог, а человек. Более того, дав людям закон, заключив с ними договор, Бог тем самым как бы ограничивает свое право. В этом была революционность идеи завета. Библейский Бог как бы говорит, что выбор, стоящий перед людьми, – это не выбор между повиновением и неповиновением, но выбор между благословением и проклятием. Отсюда единственная причина, по которой Бог интересуется людскими делами, – то, что люди не безразличны ему. Ограничения, прописанные в Торе (мицвы) и регулирующие жизнь человека, не ставят целью повиновение как таковое. Их цель – создать необходимое равновесие  между потенциально опасными крайностями, поскольку иудаизм не признает ни аскетизма, ни гедонизма (наслаждения жизнью). Откажетесь от вина – это оскорбление Богу, создавшего все на свете; выпьете слишком много – совершите ошибку. Поэтому вино надо пить столько, чтобы ощутить его прелесть, но оставаться достаточно трезвым, чтобы читать молитву в конце трапезы. И так – во всем.



 
PR-CY.ru