ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 6

Классификация на основе формы текста исходит из введённого А. Альтом различения казуистических и аподиктических законов. Было предложено выделение в отдельную группу законов, у которых условное предложение (протасис) сформулировано в причастной форме. А. Альт отнёс их к аподиктическим законам и считал, что они хорошо иллюстрируют эту категорию как таковую. С ним согласны Х. Бёккер, Дж. Уильямс и У. Харрелсон. Другие исследователи (М. Нот, Й.Я. Штамм и М.Э. Эндрю) подчёркивали, что в этих законах описываются правовые заключения, напоминающие казуистические законы. Дальнейшую научную дискуссию и введение новых категорий учитывает приводимая Р. Сонсино классификация на основе различий синтаксической структуры законов: одни предполагают действие при наступлении определённых условий (например, Исх. 22:1; Втор. 22:23–24 и др.), другие безусловны (например, Исх. 20:14; Лев. 19:29 и др.). Первые – ретроспективны, рассматривают ситуацию или происшедший факт, вторые обращены в будущее и абсолютны. Жизнь еврейского народа изначально была организована согласно принципу теократии. Господь провозглашает землю, в которую Он введёт народ, Своей землёй, а народ израильский – Своим уделом, «царством священников и народом святым» (Исх. 19:3–6). Условием царствования Господа в Израиле является соблюдение народом завета (Исх. 19:3–6). Этот теократический строй характеризуется отсутствием у еврейского народа обычных для древнего мира внешних форм государственной власти (института монархии, регулярного войска, бюрократии и проч.) в начале их пребывания в Палестине (период Судей). Цель такого устройства – сохранить в Израиле, который жил в окружении языческих народов, поклонение Единому Богу. Основной принцип теократии заключался в том, что евреи признавали в Яхве единого истинного Бога и своего единственного царя через соблюдение завета и исполнение Его заповедей, а Господь, будучи Богом и верховным правителем всех народов, принимал народ израильский под Своё особое покровительство, чтобы дать ему свободу и благоденствие. Фундаментом всякого законодательства становились заповеди десятисловия. В основу экономического благосостояния государства было положено земледелие. Заменив собой скотоводство, оно способствовало развитию любви к своей земле, развивало патриотизм и придавало определённую стабильность обществу. Справедливое распределение земельных наделов между членами общества принципиально отличало израильское общество от окружающих народов, где земельные наделы были сосредоточены в руках правящего класса. Поскольку народ израильский состоял в завете с Яхве, Господь разделил землю поровну между людьми. Единица деления земли соотносилась с крупными сообществами людей – коленами и племенами (Числ. 26:55; 33:54), но раздел производился так, что удел зависел от численности колена (Числ. 26:54), поэтому каждый израильтянин мужского пола получал равный участок земли. Чтобы исключить сосредоточение крупных наделов земли в руках отдельных семей, обедневшие члены общества Израиля имели право продавать землю на время до юбилейного (50-го) года, после наступления которого надел возвращался владельцу или его наследнику (Лев. 25:13, 23).

 



 
PR-CY.ru