ВЕФСАМИС - Страница 3

Исследователям неясно, был ли город того времени укреплён (последний ремонт стен мог относиться как к слою III, так и к слою IV). Позднейшее поселение (слой II) было укреплено только в первой фазе (II A). На западном краю телля дома стояли по старой линии укреплений, разделённые улицами; исследователи сделали попытки восстановить стены, применив казематные конструкции. Фаза II A оборвалась очень быстро, при пожаре начале Х в. Фазы II B и II C, охватывающие время до 587 г. (вавилонское нашествие на Иудею), показывают уже, безусловно, неукреплённое поселение. Окончательное разрушение Д. Макензи и Й. Ахарони датируют ассирийским вторжением 701 г., однако такой дате противоречит находка ряда керамических форм VII в. до н.э. В слое II найдены ручки кувшинов с личными штампами с надписями на древнееврейском языке, типичные для эпохи конца Иудейского царства. Там же найдены царские печати с крылатым скарабеем или крылатым свитком, типичные для VIII в. То, что фазы II B и II C не имеют укреплений, подтверждается отсутствием Вефсамиса в списке крепостей, возведённых Ровоамом по всей Иудее (включая соседнюю Цору – 2 Пар. 11:5–10). Вефсамис не упомянут и в списке городов Иудеи, где есть его соседи, такие как Цора и Азек (Нав. 15:33–36). К слою II исследователи относят значительные группы гробниц за пределами города, которые, в основном, датируют концом железного века. Исследователи полагают, что в IX в. до н.э. город некоторое время оставался незаселённым. Верхний слой (I) представлен небольшим количеством нумизматических материалов эпохи эллинизма, керамикой римского времени и монастырём византийской эпохи (на юго-восточной стороне телля), который стал последним поселением на телле. 2. Расположение Вефсамиса, упомянутого в уделе колена Иссахара (Нав. 19:22), исследователям не ясно: Й. Ахарони предположил, что его можно отождествить с Хирбет-Шейхом к юго-западу от Геннисаретского озера, находящимся в пределах границ Иссахара (Нав. 19:17–23). Другой Вефсамис, полученный коленом Неффалима (Нав. 19:38), был укреплён, причём ханаанеи из него не были изгнаны (Суд. 1:33). Этот Вефсамис, как полагают исследователи, упомянут в египетских «Текстах проклятий» и в списке ханаанских городов Тутмоса III. Й. Ахарони полагает, что этот Вефсамис можно отождествить с Хирбет-Телль-эр-Рувейсех на севере Галилеи: именно в Вефсамисе Галилеи ханаанеи некоторое время сохраняли влияние после захвата Ханаана еврейскими племенами. Наконец, Иер. 43:13 называет ещё один Вефсамис, или Гелиополь, как город в Египте (Иер. 50:13).



 
PR-CY.ru