ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 8

Название праздника происходит от глагола, который означает «прошёл мимо», «миновал» (Исх. 12:13, 27), поскольку, согласно Исх. 12:11–16, в эту ночь Господь прошёл по земле Египетской, поразил египетских младенцев и произвёл суд над египетскими «богами», кровь жертвенных агнцев на дверях еврейских домов была знаком, чтобы карающий Господь «прошёл мимо». В праздник Пасхи, установленный в память об этом освобождении, и в течение семи дней после него евреи должны были есть только пресный хлеб, соблюдать покой от всякой работы и совершать священное собрание в первый и седьмой дни (см. также: Исх. 12:42–50; 13:3–10; 23:15; 34:18; Лев. 23:5–8; Числ. 9:2–14; 28:16–27; Втор. 16:1–6). Если в книге Второзаконие Пасха и праздник опресноков полностью отождествляются, то в книге Левит сохраняется их относительная дифференциация (см. также Числ. 28:16–25). Праздник жатвы первых плодов (Исх. 23:16), или праздник седмиц (Исх. 34:22; Втор. 16:9–10), справляли через семь недель после Пасхи (опресноков). По своему происхождению он связан с началом жатвы пшеницы (ср.: Ис. 9:2; Пс. 65:10–14). Исторически переосмыслен как память о даровании Закона Божия и считался настолько важным праздником, что нередко его называли просто праздник. Этому празднику предшествовало паломничество к культовому центру (Втор. 16:9–12). Праздник жатвы первых плодов имеет в Пятикнижии три основных наименования: День жатвы (Исх. 23:16), День первых плодов (Числ. 28:26–31) и праздник седмиц (Втор. 16:9–12). Позднее его название Пятидесятница (Тов. 2:1; 2 Макк. 12:22) употребляется и в Новом Завете (Деян. 2:1, 20:6; 1 Кор. 16:8). В Талмуде он также обозначается «торжественное собрание», «праздник» и рассматривается как продолжение Пасхи. В Лев. 23:9–21 описываются жертвоприношения, положенные для этого праздника: «первый сноп жатвы», всесожжение однолетнего агнца, хлебное приношение и жертва-возлияние и мирная жертва. Праздник кущей – осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда, справлялся семь дней, во время которых народ жил в специально сооружённых шатрах и шалашах. Название впервые встречается во Втор. 16:13 слл. (ср.: Зах. 14:16 слл.), появление обычая строить праздничные шалаши ко времени путешествия Израиля по пустыне отмечено в Лев. 23:42–43 (ср. Неем. 8:17). Выжившие из языческих народов будут приходить каждый год в Иерусалим, чтобы поклониться там Господу и праздновать праздник кущей (Зах. 14:16), «всякий возмужалый» еврей должен был являться пред Лице Господа, т.е. совершать паломничество в святилище (Исх. 23:17, 34:23 и Втор. 16:16). Праздник трубного звука (Лев. 23:23–25; ср. Числ. 29:1) падал на первый день седьмого месяца, соответствующего первому месяцу тишри иудаистского лунного календаря. Соответственно раввинистическая традиция считает первое тишри днём Нового года (Рош-хашшана, букв. – глава года) – это день покоя, когда созывается священное собрание (Лев. 23:24). Характерным признаком праздника является торжественное трубление в трубы (Числ. 29; согласно Числ. 10:10, каждое новомесячие ознаменовывалось протяжным трубным гласом). В тексте Числ. 29:2–6 указываются праздничные жертвы дня трубного звука. В этот день возвратившиеся из Вавилонского плена евреи возобновили культ жертвоприношений в Иерусалиме (ещё до восстановления храма; Ездр. 3:6).

 



 
PR-CY.ru