ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 7

Во время вавилонского пленения, когда храмовое богослужение и жертвоприношения были невозможны, соблюдение субботы получило большое значение – она стала знаком Завета (ср. Исх. 31:13–17; в Числ. 16:31 – суббота как заповедь). Этот день, который Господь благословил и выделил из всех остальных (Быт. 2:3), в период плена, по мнению исследователей, воспринимался как противоположность вавилонскому дню полнолуния, когда люди не работали, опасаясь какого-либо несчастья. Из текстов пленного и послепленного периодов исследователи видят, как росло значение субботы (Ис. 56:2–6; 58:13–14; 66:23; Иер. 17:21–27). Соблюдение субботы пытался защитить Неемия (Неем. 10:31, 33; 13:15–22). В книгах Паралипоменон соблюдение субботнего дня становится уже обычным явлением (1 Пар. 9:32; 23:31; 2 Пар. 2:4; 8:13; 31:3; ср.: Иез. 45:17; 46:12). В Пс. 91:1 даётся пример «Песни в день субботний». Дальнейшим развитием идеи субботы являются древнеизраильские институты субботнего и юбилейного годов (Лев. 25:1–7, 18–22; 26:34–35; Исх. 23:10–11; Втор. 15:1–11). Устанавливается, что каждый седьмой год – это «суббота покоя для земли, суббота Господня», когда не следует обрабатывать и засевать землю и обрезать виноградник и маслину. В постановлении о субботнем годе сочетаются различные аспекты: богословский (не только человек, но и сама земля справляет субботы Господни), экономический (восстановление плодородной силы земли) и социальный (пропитание для неимущих, рабов и т.д.) – Лев. 25:4–7; Исх. 23:11. Юбилейный год праздновался после семи субботних лет (т.е. период юбилеев состоял из 50 лет) – Лев. 25:8–55; 27:17–24; Числ. 36:4. Основным праздником считался День очищения, который отмечался особым трублением в трубы. Постановления для этого года сводятся к трём основным пунктам: покой земли, как в субботний год (Лев. 25:11–13); возвращение недвижимости (родовой земли, домов их первоначальным владельцам – Лев. 25:14–34; 27:17–24; Числ. 36:4); возвращение свободы рабам-евреям (Лев. 25:35–55). Прочие ветхозаветные праздники имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освящать различные сферы человеческой жизни и труда (сев, сбор урожая и т.д.), с другой – поддерживать в народе память о спасительных деяниях Божьих. Кроме того, праздники были призваны периодически освобождать человека от повседневного труда с тем, чтобы он мог уделять время молитве и отдыху. В дни праздников совершались торжественные богослужения, паломничества, ритуальные трапезы. Пасха (праздник опресноков) – один из самых больших ветхозаветных праздников, который справлялся на четырнадцатый день весеннего месяца нисана. Установлен непосредственно перед исходом евреев из Египта (Исх. 12). Пасха появилась в домоисееву эпоху и была первоначально праздником скотоводов (см.: Исх. 5:1). После Моисея стала связываться с событиями исхода, и к ней присоединился праздник пресных хлебов, опресноков (ср. Лев. 23:5–6). Пасха отмечалась ритуальной трапезой. Для пасхальной трапезы использовали однолетнего агнца мужского пола без порока от овец и коз, которых приносили в жертву к концу четырнадцатого дня первого месяца (авива). Кровью жертвенного агнца помазывали косяки и перекладины дверей в домах, где совершались трапезы; мясо жертвы, приготовленное на огне, съедалось в ту же ночь с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:7–8).

 



 
PR-CY.ru