ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 6

Глава семьи являлся первосвященником, его сыновья и потомки Аарона – священниками, другие члены колена Левина (левиты) были их служителями (Исх. 29:9, 44; Числ. 8:6–26). В обязанности первосвященника входило общее руководство ветхозаветного богослужения. Он один раз в год входил во Святая Святых, возглавлял проведение торжественных праздников (например, Дня очищения), вопрошал Бога о Его воле через урим и туммим. Первосвященник одевался в особые одеяния (Исх. 28; 29:1–30; Лев. 14:4) и носил нагрудник с 12 драгоценными камнями с именами 12 колен Израиля. Первым первосвященником был Аарон (Лев. 8). Некоторые священники имели право входить внутрь святилища и служить там (Числ. 18:7). Они совершали все обряды, предписанные для различных жертв, возжигали благовония на алтаре внутри святилища, очищали каждое утро семисвечник и наполняли елеем его лампады, еженедельно полагали хлеб на стол предложения, поддерживали постоянный огонь во дворе, на алтаре всесожжений, в установленные торжества трубили в трубы и в конце общественных жертв благословляли народ (Числ. 10:8–10; 6:23). Вне скинии они брали на себя обязанности оценивать различные предметы, приносимые Богу по обету, посещать прокажённых и т.п. (Лев. 26:8; 13:2–3). Чтобы осуществлять священство, потомки Аарона должны были обладать безупречной репутацией, избегать осквернения, какой-либо нечистоты и не иметь телесных недостатков (Лев. 21; 10:9). Позднее, когда священников стало много, их разделили на 24 класса (череды), каждый класс имел главу и, в свою очередь, исполнял свои обязанности (1 Пар. 24). Левиты были стражами и служителями святилища. В пустыне они брали на себя перенесение скинии и её принадлежностей. Позднее хранили храм: отпирали и запирали его, поддерживали чистоту, приготовляли хлеб предложения. Во времена царя Давида левиты ведали храмовым пением и музыкой (1 Пар. 23–26). Они не имели права входить внутрь скинии, во всём были подчинены священникам. Суббота – седьмой день недели, «день покоя». Праздник имеет домоисеево происхождение (ср. Исх. 20:8). Уже в древних правовых текстах Ветхого Завета суббота упоминается как день покоя (ср. глагол «прекращать»). Данное установление относится как к человеку, так и к животным (Исх. 23:12; 34:21). В обоих вариантах Декалога (Втор. 5:12; Исх. 20) даётся различное обоснование заповеди о субботе как покое в каждый седьмой день. В книге Второзаконие суббота получает социально-историческое обоснование: отдых работников в память о том, что сами израильтяне были рабами в Египте. В книге Исход говорится о покое Бога в седьмой день, т.е. даётся богословское обоснование заповеди о субботе. Субботний покой связывается также с творением мира (ср. Быт. 2:1–3), ритм существования которого, а также всей человеческой жизни задаётся и благословляется Богом. Суббота как дар Бога миру является целью и итогом творения. Соблюдение субботы упоминается уже допленными пророками (Ам. 8:5; Ос. 2:11–13; древние ранние тексты: Исх. 16:29–30; 4 Цар. 4:23; 11:5, 7, 9). В этот день израильтяне могли посещать «людей Божьих» (4 Цар. 4:23). Семидневный ритм жизни и значение числа 7 для всего, что связано с религиозной жизнью, неоднократно подчёркивается в Ветхом Завете (Быт. 29:27–28; Иов. 2:13; Нав. 6:4–5; Лев. 12:2; 1 Цар. 31:13; Есф. 1:5).

 



 
PR-CY.ru